Физ-ра 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______/Н.В. Кадуха
подпись инициалы, фамилия
Протокол заседания МО
от 28 августа 2023 г. № __3__

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись
инициалы, фамилия
29 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись
инициалы, фамилия
Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Физическуая культура
Учитель Ракович Андрей Васильевич
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 10-11
2023/2024 учебный год
Данная рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе начального общего образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования».

Лесновка, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА»
При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и
дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем
использовать ценности физической культуры для укрепления, поддержания здоровья и сохранения активного творческого долголетия.
В рабочей программе нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурно горазвития российского
общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования родителей, учителей и методистов к
совершенствованию содержания школьного образования, внедрение новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс.
При формировании основ рабочей программы использовались прогрессивные идеи и теоретические положения ведущих
педагогических концепций, определяющих современное развитие отечественной системы образования:
концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, ориентирующая учебно-воспитательный
процесс на формирование гуманистических и патриотических качеств личности учащихся, ответственности за судьбу Родины;
концепция формирования универсальных учебных действий, определяющая основы становления российской гражданской идентичности
школьников, активное их включение в культурную и общественную жизнь страны;
концепция формирования ключевых компетенций, устанавливающая основу саморазвития и самоопределения личности в процессе
непрерывного образования;
концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура», ориентирующая учебно-воспитательный процесс на внедрение
новых технологий и инновационных подходов в обучении двигательным действиям, укреплении здоровья и развитии физических
качеств;
концепция структуры и содержания учебного предмета «Физическаякультура», обосновывающая направленность учебных программ на
формирование целостной личности учащихся, потребность в бережном отношении к своему здоровью и ведению здорового образа
жизни.
В своей социально-ценностной ориентации рабочая программа сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины
«Физическая культура» в качестве средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укреплению здоровья, повышению
функциональных и адаптивных возможностей систем организма,развитию жизненно важных физических качеств.
Программа обеспечивает преемственность с рабочей программой основного общего образования и предусматривает завершение
полного курса обучения школьников в области физической культуры.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонней,физически развитой личности,
3

способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.В рабочей программе для 10классов данная цель конкретизируется
и связывается с формированием потребности учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении практического опыта по
использованию современных систем физической культуры в соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями
здоровья, особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности. Данная цель реализуется в рабочей программе по трём
основным направлениям.
1. Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств и
функциональныхвозможностейорганизмазанимающихся,повышениемегонадёжности,защитныхиадаптивныхсвойств.Предполагаемымрезу
льтатомданнойнаправленностистановитсядостижениеобучающимисяоптимальногоуровня физической подготовленности и
работоспособности, готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
2. Обучающая направленность представляется закреплением основ организации планирования самостоятельных занятий
оздоровительной, спортивно-достиженческой и прикладно-ориентированной физической культурой, обогащением двигательного опыта за
счёт индивидуализации содержания физических упражнений разной функциональной направленности, совершенствования техникотактических действий в игровых видах спорта. Результатом этого направления предстают умения в планировании содержания активного
отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни, навыки в проведении самостоятельных занятий кондиционной
тренировкой, умения контролировать состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность.
3. Воспитывающая направленность программы заключается в содействии активной социализации школьников на основе формирования
научных представлений о социальной сущности физической культуры, её месте и роли в жизнедеятельности современного человека,
воспитании социально значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических результатов данной направленности
можно выделить приобщение учащихся к культурным ценностям физической культуры, приобретение способов общения и
коллективного взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной деятельности, стремление к физическому
совершенствованию и укреплению здоровья.
Центральной идеей конструирования рабочей программы и её планируемых результатов в средней общеобразовательной школе
является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной
природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе системно-структурной организации учебного содержания, которое
представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре),
операциональным(способы самостоятельной деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла, содержание рабочей
программы представляется системой модулей, которые структурными компонентами входят в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастики ,лёгкойатлетики, спортивных игр. Данные
модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими
технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативныемодули объединены в рабочей программе модулем «Спортивная и физическая подготовка», содержание которого
4

разрабатывается образовательной организацией на основе модульных программ по физической культуре для общеобразовательных
организаций, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации. Основной содержательной направленностью
вариативных модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса ГТО, активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или образовательной организации модуль «Спортивная и физическая
подготовка» может разрабатываться учителями физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки,
национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящей рабочей программе в помощь учителям физической
культуры в рамках данного модуля предлагается содержательное наполнение модуля «Базовая физическая подготовка».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА ОСНОВЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ
В части гражданского воспитания должны отражать:
— Сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
— осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
— принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
— готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
— готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества; участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
— умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
— готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
В части патриотического воспитания должны отражать:
— сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру; прошлое и настоящее многонационального народа России;
— ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
— идейную убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. 1 С учётом климатических условий,
лыжная подготовка может быть заменена либо другим зимним видом спорта, либо видом спорта из Перечня Примерных модульных

5

программ по физической культуре, рекомендованных Министерствомпросвещения Российской Федерации.
В части духовно-нравственного воспитания должны отражать:
— осознание духовных ценностей российского народа;
— сформированность нравственного сознания, этического поведения;
— способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
— осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
— ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
В части эстетического воспитания должны отражать:
— эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
— способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов; ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
— убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
— готовность к самовыражению в разных видах искусства; стремление проявлять качества творческой личности. В части физического
воспитания должны отражать:
— сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
— потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
— активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
В части трудового воспитания должны отражать:
— готовность к труду, осознание приобретённых умений и навыков, трудолюбие;
— готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности; способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
— интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
— готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. В части экологического воспитания должны
отражать:
—сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; осознание глобального характера экологических проблем;
— планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятныеэкологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;

6

— расширение опыта деятельности экологической направленности.
В части ценностей научного познания должны отражать:
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познанием мира;
— осознание ценности научной деятельности; готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
— самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
— устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
— определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
— разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
— вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
— координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
— развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
2) базовые исследовательские действия:
— владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
— овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях (в том числе при создании учебных и социальных проектов);
— формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
— ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
— анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
— давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

7

— осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
— уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
— уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
— выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные
решения;
3) работа с информацией:
— владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
— создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
— оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
— использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
— владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
— осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты;
— владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
— развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
— выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
— принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению:
составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
— оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
— предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
— осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
— самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

8

образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
— давать оценку новым ситуациям;
— расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
— делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
— оценивать приобретённый опыт;
— способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний; постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
2) самоконтроль:
— давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
— владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
— уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
— принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
— признавать своё право и право других на ошибки;
— развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
По разделу «Знания о физической культуре» отражают умения и способности:
— характеризовать физическую культуру как явление культуры, её направления и формы организации, роль и значение в жизни
современного человека и общества;
— ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,
руководствоваться ими при организации активного отдыха в разнообразных формах физкультурно - оздоровительной и спортивно-массовой
деятельности;
— положительно оценивать связь современных оздоровительных систем физической культуры и здоровья человека, раскрывать их целевое
назначение и формы организации, возможность использовать для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов и
функциональных возможностей.
По разделу «Организация самостоятельных занятий» отражают умения и способности:

9

— проектировать досуговую деятельность с включением в её содержание разнообразных форм активного отдыха, тренировочных и
оздоровительных занятий, физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований;
— контролировать показатели индивидуального здоровья и функционального состояния организма, использовать их при планировании
содержания и направленности самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, оценке её эффективности;
— планировать системную организацию занятий кондиционной тренировкой, подбирать содержание и контролировать направленность
тренировочных воздействий на повышение физической работоспособности и выполнение норм Комплекса ГТО.
По разделу «Физическое совершенствование» отражают умения и способности:
— выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе
самостоятельных оздоровительных занятий;
— выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельных
занятий с учётом индивидуальных интересов в физическом развитии и физическом совершенствовании;
— выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в планировании кондиционной тренировки;
— демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта в условиях учебной и соревновательной
деятельности, осуществлять судейство по одному из освоенных видов (футбол, волейбол, баскетбол);
— демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств, результатов в тестовых заданиях Комплекса ГТО.
11 КЛАСС
По разделу «Знания о физической культуре» отражают умения и способности:
— характеризовать адаптацию организма к физическим нагрузкам как основу укрепления здоровья, учитывать её этапы при планировании
самостоятельных занятий кондиционной тренировкой;
— положительно оценивать роль физической культуры в научной организации труда, профилактике профессиональных заболеваний и
оптимизации работоспособности, предупреждении раннего старения и сохранении творческого долголетия;
— выявлять возможные причины возникновения травм во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом,
руководствоваться правилами их предупреждения и оказания первой помощи.
По разделу «Организация самостоятельных занятий» отражают умения и способности:
— планировать оздоровительные мероприятия в режиме учебной и трудовой деятельности с целью профилактики умственного и
физического утомления, оптимизации работоспособности и функциональной активности основных психических процессов;
— организовывать и проводить сеансы релаксации, банных процедур и самомассажа с целью восстановления организма после умственных и
физических нагрузок;
— проводить самостоятельные занятия по подготовке к успешному выполнению нормативных требований комплекса ГТО, планировать их
содержание и физические нагрузки исходя из индивидуальных результатов в тестовых испытаниях.
По разделу «Физическое совершенствование» отражают умения и способности:

10

— выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе
самостоятельных оздоровительных занятий;
— выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для самостоятельных
занятий с учётом индивидуальных интересов и потребностей в физическом развитии и физическом совершенствовании;
— демонстрировать технику приёмов и защитных действий из атлетических единоборств, выполнять их во взаимодействии с партнёром;
— демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта, выполнять их в условиях учебной и
соревновательной деятельности (футбол, волейбол, баскетбол);
— выполнять комплексы физических упражнений на развитие основных физических качеств, демонстрировать ежегодные приросты в
тестовых заданиях ГТО

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
10 КЛАСС (104 часа)
Программн
ые разделы
и темы

Программное содержание

Характеристика
деятельности учащихся

Знания о
физической
культуре
(8 часов)
Физическа
я культура
как
социальное
явление

Истоки возникновения культуры как
социального явления, характеристика
основных направлений её развития
(индивидуальная, национальная,
мировая). Культура как способ развития
человека,
её связь с условиями его жизни и
деятельности.
Физическая культура как явление
культуры, связанное с преобразованием
физической природы человека.
Характеристика системной организации
физической культуры в современном
обществе, основные направления её
развития и формы организации
(оздоровительная, прикладно
ориентированная, соревновательно
достиженческая).
Всероссийский физкультурно-

Круглый стол (проблемные доклады,
фиксированные выступления и
сообщения с использованием материала
учебника и Интернета). Тема
«Физическая культура как часть
культуры общества и человека»:
— распределяются по группам и
определяют выступающих по
предлагаемым вопросам круглого стола:
1) Истоки возникновения культуры как
социального явления.
2) Культура как способ развития
человека.
3) Здоровый образ жизни как условие
активной жизнедеятельности человека;
— составляют план выступления по
избранному вопросу и распределяют деятельность каждого члена группы в подготовке выступления
(анализ и обобщение литературных источников;
подготовка презентации и доклада; подготовка докладчиков и т. п.);

11

спортивный
комплекс «Готов к труду и обороне»
(ГТО)
как основа прикладно ориентированной
физической культуры;
история и развитие комплекса ГТО в
СССР и РФ.
Характеристика структурной
организации комплекса ГТО в
современном обществе; нормативные
требования пятой ступени для
учащихся
16—17 лет.
Законодательные основы развития
физической культуры в Российской
Федерации. Извлечения из статей,
касающихся соблюдения прав и
обязанностей
граждан в занятиях физической
культурой и спортом: Федеральный
Закон РФ «О физической культуре и
спорте в РФ»; Федеральный Закон РФ
«Об образовании в РФ»

Программные
разделы
и темы

Программное содержание

— обсуждают содержание и ход разработки доклада, проводят его апробацию в рабочей группе;
— принимают участие в проведении круглого стола, обсуждают доклады каждой рабочей группы и
отвечают на вопросы.
Коллективная дискуссия (проблемные доклады с использованием материала учебника и Интернета).
Тема «Основные направления и формы организации физической культуры в современном обществе»:
— готовят индивидуальные доклады по проблемным вопросам:
1) Роль и значение оздоровительной физической культуры в жизни современного человека и общества.
2) Роль и значение профессионально ориентированной физической культуры в жизни современного
человека и общества.
3) Роль и значение соревновательно достиженческой физической культуры в
современном обществе;

Характеристика
деятельности учащихся
— проводят коллективное обсуждение каждого доклада, вырабатывают единые представления о роли и
значении развития основных направлений физической культуры в современном обществе.
Беседа с учителем (информация учителя, фиксированные выступления по теме с использованием материала
учебника, Интернета и дополнительныхлитературных источников). Тема «Всероссийский физкультурно
спортивный комплекс „Готов к труду и обороне“ (ГТО)
— обсуждают рассказ учителя и материал учебника о целях и задачах создания Всесоюзного
физкультурного комплекс ГТО в период СССР, дополняютего материалом из Интернета и иных источников;
— формулируют общее мнение о роли комплекса ГТО в воспитании
подрастающего поколения, подготовке его к трудовой деятельности и защите отечества;

12

— рассматривают и обсуждают материал учебника о целях и задачах комплекса ГТО на современном этапе
развития РФ, выявляют связь его базовых положений с основами комплекса ГТО периода СССР;
— обсуждают и анализируют целесообразность комплекса ГТО для развития современных школьников, его
роль и значение в жизни современного человека;
— знакомятся с основами организации и проведения мероприятий по сдаче нормативных требований
комплекса ГТО, правилами оформления нагрудных знаков..
Тематическое занятие (информацияучителя, статьи Законов РФ, касающиеся
основ развития физической культуры и спорта в современном российскомобществе; использование
материала учебника и Интернета). Тема «Законодательные основы развития физической культуры в
Российской Федерации»: «Об образовании в РФ», рассматривают обязанности образовательных
организаций в развитии физической культуры, проведении обязательных и дополнительных занятий,
спортивных соревнований и оздоровительных мероприятий среди учащихся;
— анализируют выполнение статей Закона РФ в своей образовательной организации, высказывают
предложения по совершенствованию деятельности системы физического воспитания

Физическая
культура как
средство
укрепления
здоровья
человека

Здоровье как базовая ценность человека
и общества.
Характеристика основных компонентов
здоровья, их связь с занятиями
физической культурой.
Общие представления об истории и
развитии популярных систем
оздоровительной физической культуры,
их целевая ориентация и предметное
содержание

Проектная деятельность
исследовательского характера (проект по избранной теме с использованием материала учебника и
Интернета, дополнительных литературных источников, фиксированные выступления). Тема «Современные
представления о здоровье человека, её связи с занятиями физической культурой»:
— распределяются по группам и определяются с темой проекта:
1) Физическая культура и физическое здоровье.
2) Физическая культура и психическое здоровье.
3) Физическая культура и социальное здоровье;
— определяют цель проекта и формулируют его результат;
— намечают план разработки проекта, формулируют поэтапные задачи и планируют результаты для
каждого этапа;
— распределяются по видам проектной деятельности и согласовывают средства достижения планируемых
результатов (поиск необходимой литературы; анализ и обобщение литературных данных; составление
доклада и выбор докладчика; оформление доклада и презентации выступления);
— разрабатывают проект и готовят текст доклада, проводят его апробацию в группе;
— организуют обсуждение проекта с учащимися класса, отвечают на вопросы.
Круглый стол (рефераты ификсированные выступления с использованием материала учебника и Интернета,
видеоматериалов). Тема
«Основные направления оздоровительной физической культуры»:
— знакомятся с общими представлениями о фитнесе как массовом движении в системной организации
оздоровительной физической культуры, его истории и ценностных ориентациях, основных направлениях и
целевых задачах;
— выбирают одну из предлагаемых тем реферата и готовят его содержание:
1) Ритмическая гимнастика: история и целевое предназначение.

13

2) Аэробная гимнастика: история и целевое предназначение.
3) Шейпинг: история и целевое предназначение.
4) Атлетическая гимнастика: история и целевое предназначение.
5) Стретчинг: история и целевое предназначение;
— организуют проведение круглого стола, делают доклады по темам рефератов и задают вопросы,
обсуждают их содержание, дополняют содержание сделанных докладов
Способы
самостоятельной
двигательной
деятельности (10
часов)
Физкультурно
оздоровительные
мероприятия
в условиях
активного
отдыха и
досуга
Программные
разделы и темы

Общее представление о видах и формах
деятельности в структурной
организации образа жизни
современного
человека (профессиональная, бытовая и
досуговая).

Программное содержание
Основные типы и виды активного
отдыха, их целевое предназначение и
содержательное наполнение.
Кондиционная тренировка в системе
индивидуальных занятий
оздоровительной физической
культурой.
Медицинский осмотр учащихся как
необходимое условие для организации
самостоятельных занятий
оздоровительной физической
культурой.
Контроль текущего состояния
организма
с помощью пробы Руфье,
характеристика
способов применения и критериев
оценивания.

Тематическое занятие (информация учителя, использование материала учебника и Интернета,
фиксированные выступления). Тема «Основы организации образа жизни современногочеловека»:

Характеристика деятельности учащихся
— знакомятся и обсуждают понятие«образ жизни человека», анализируют содержание его основных
направлений и компонентов, приводят примеры из своего образа жизни;
— знакомятся с особенностями организации досуговой деятельности, её оздоровительными формами и их
планированием, обсуждают их роль и значение в образе жизни современного человека;
— знакомятся с понятием «активный отдых» как оздоровительной формой организации досуговой
деятельности, обсуждают и анализируют его содержание, связь с укреплением и сохранением здоровья.
Индивидуальная проектная деятель ность практического характера (образец проекта учителя,
индивидуальные проекты учащихся, фиксированные выступления, использование материала учебника и
Интернета, литературных источников по теме проекта). Тема «Проектирование индивидуальной досуговой
деятельности»:
— определяют цель проекта и формулируют его результат;
— намечают план разработки проекта, формулируют поэтапные задачи и планируют результаты для
каждого этапа;
— осуществляют поиск необходимой литературы, проводят её анализ и обобщение, составляют план
доклада по результатам проектной деятельности;
— разрабатывают индивидуальные проекты, осуществляют их оформление и готовят тексты выступлений;
— организуют обсуждение проектов с учащимися класса, отвечают на вопросы.
Беседа с учителем (рассказ учителя, использование материала учебника и Интернета). Тема «Основы

14

Оперативный контроль в системе
самостоятельных занятий
кондиционной
тренировкой, цель и задачи контроля,
способы организации и проведения
измерительных процедур.
Кондиционная тренировка как
системная организация комплексных и
целевых занятий оздоровительной
физической культурой, особенности
планирования содержания физических
нагрузок.

контроля состояния здоровья в процессе самостоятельных занятий оздоровительной физической
культурой»:
— обсуждают рассказ учителя о целевом назначении ежегодного медицинского осмотра, его
содержательном наполнении, связи с организацией и проведением регулярных занятий физической
культурой и спортом;
— знакомятся с правилами распределения учащихся на медицинские группы и перечнем ограничений для
самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
— обсуждают роль и значение контроля за состоянием здоровья для организации самостоятельных занятий,
подбора физических упражнений и индивидуальной нагрузки.
Мини-исследование (средства регистрации деятельности сердечно-сосудистой системы; образцы протоколов
исследования; использование материала учебника и Интернета по теме исследования). Тема «Определение
состояния здоровья с помощью функциональной пробы Руфье»:
— обсуждают способы профилактики заболевания сердечно-сосудистой системы, устанавливают её связь с
организацией регулярных занятий физической культурой и спортом;
— анализируют целевое назначение пробы Руфье, обсуждают правила и приёмы её проведения;
— обучаются проводить пробу Руфье в парах, оценивают индивидуальные показатели и сравнивают их с
данными стандартной таблицы;
— делают выводы об индивидуальном состоянии сердечно-сосудистой системы, учитывают их при выборе
величины и направленности физической нагрузки для самостоятельных занятий физической культурой и
спортом.
Мини-исследование (средства регистрации деятельности сердечно-сосудистой системы; образцы протоколов
исследования; использование материала учебника и Интернета по теме исследования). Тема «Оценивание
текущего состояния организма с помощью субъективных и объективных показателей»:
— знакомятся с субъективнымипоказателями текущего состояния организма, анализируют способы и
критерии их оценивания (настроение, самочувствие, режим сна и питания);
— проводят наблюдение за субъективными показателями в течение учебной недели и оценивают его по
соответствующим критериям;
— анализируют динамику показателей состояния организма в недельном режиме и устанавливают связь с
особенностями его содержания;
— знакомятся с объективными показателями индивидуального состояния организма и критериями их
оценивания (измерение артериального давления, проба Штанге и Генча);
— обучаются проводить процедуры измерения объективных показателей и
оценивают текущее состояние организма в соответствие со стандартными критериями. Учебное занятие с
практической направленностью (образец учителя;
использование материала учебника и Интернета, дополнительных литературных источников). Тема
«Организация и планирование занятий кондиционной тренировкой»:
— знакомятся с понятием «кондиционная тренировка» и\ основными формами организации её занятий;
— знакомятся с образцом конспекта тренировочного занятия кондиционной
направленности, обсуждают его структуру и содержательное наполнение;
— анализируют особенности динамики показателей пульса при разных по направленности занятиях

15

кондиционной тренировкой;
— обсуждают правила оформления
учебных заданий, подходы к индивидуализации дозировки физической нагрузки с учётом показателей
состояния организма;
— разрабатывают индивидуальные планы тренировочного занятия кондиционной тренировкой и
обсуждают их с учащимися класса
Мини-исследование (информация учителя; средства регистрации деятельности
сердечно-сосудистой системы; образцы протоколов исследования; использование материала учебника и
Интернета по теме исследования). Тема «Оценка индивидуального физического состояния в системной
организации занятий кондиционной тренировкой»:
— обсуждают информацию учителя о роли и значении оценки физического состояния при организации
самостоятельный занятий кондиционной тренировкой, знакомятся с процедурами его измерения;
— обучаются проводить процедуру измерения и определение индивидуального уровня физического\
состояния с помощью специальной формулы (УФС);
— определяют индивидуальные особенности в уровне физического состояния и выявляют отличия с
помощью сравнения с показателями таблицы стандартов

Физическое
совершенствован
ие
(54 часа)
Физкультурнооздоровительная
деятельность

Упражнения оздоровительной
гимнастики как средство профилактики
нарушения осанки и органов зрения;
предупреждение перенапряжения мышц
опорно-двигательного аппарата при
длительной работе за компьютером.
Атлетическая и аэробная гимнастика
как
современные оздоровительные системы
физической культуры: цель, задачи,
формы организации. Способы
индивидуализации содержания и
физических нагрузок при планировании
системной организации занятий
кондиционной тренировкой

Практическое занятие (с использованием материала учебника и дополнительного иллюстративного
материала из Интернета). Тема «Упражнения для профилактики нарушения и коррекции осанки»:
— определяют индивидуальную форму осанку и знакомятся с перечнем
упражнений для профилактики её нарушения:
1) Упражнения для закрепления навыка правильной осанки.
2) Общеразвивающие упражнения для укрепления мышц туловища.
3) Упражнения локального характера на развитие корсетных мышц;
— знакомятся и разучивают корригирующие упражнения на восстановление правильной формы и снижение
выраженности сколиотической осанки;
— разрабатывают и разучивают индивидуальные комплексы упражнений с учётом индивидуальных
особенностей формы осанки.
Практическое занятие (с использованием материала учебника и дополнительного иллюстративного
материала из Интернета). Тема «Упражнения для профилактики перенапряжения органов зрения и мышц
опорно-двигательного аппарата при длительной работе за компьютером»:
— составляют индивидуальные комплексы упражнений зрительной гимнастики, разучивают их и планирую
твыполнение в режиме учебного дня;
— составляют индивидуальные комплексы упражнений для профилактики напряжения шейного и грудного
отделов позвоночника; разучивают их и планируют выполнение в режиме учебного дня.
Практическое занятие (с использованием материала учебника и дополнительного
иллюстративного материала из Интернета). Тема «Комплекс упражнений атлетической гимнасткидля
занятий кондиционной тренировкой»:
— знакомятся с основными типами телосложения и их характерными признаками;
— знакомятся с упражнениями атлетической гимнастики и составляют

16

из них комплексы предметно ориентированной направленности (на отдельные мышечные группы);
— разучивают комплексы упражнений атлетической гимнастики и планируют
их в содержании занятий кондиционной тренировкой с индивидуально подобранным режимом физической
нагрузки.
Практическое занятие (с использованием материала учебника и дополнительного
иллюстративного материала из Интернета). Тема «Комплек упражнений аэробной гимнастики для занятий
кондиционной тренировкой»:
— знакомятся с основными направлениями аэробной гимнастики и
их функциональной направленности на физическое состояние организма;
— знакомятся с упражнениями аэробной гимнастики и составляют из них
комплексы упражнений с предметно ориентированной направленностью;
— разучивают комплексы упражнений аэробной гимнастики и планируют их в
содержании занятий кондиционной тренировкой с индивидуальноподобранным режимом физической
нагрузки

Спортивнооздоровительная
деятельность
Модуль
«Спортивные
игры»
Футбол

Техники игровых действий:
вбрасывание
мяча с лицевой линии, выполнение
углового и штрафного ударов в
изменяющихся игровых ситуациях.
Закрепление правил игры в условиях
игровой и учебной деятельности

разделы

Программное содержание

Практические занятия (образцы учителя, использование материала учебника, видеофрагментов из
Интернета). Тема «Техническая и тактическая подготовка в футболе»:
— знакомятся и анализируют образцы техники вбрасывания мяча с лицевой
линии в игровых и соревновательных условиях;
— разучивают вбрасывание мяча в стандартных условиях, анализируют
технику и исправляют ошибки одноклассников (разучивание в парах и в
группах);
Практические занятия (образцы учителя, использование материала учебника,
видеофрагментов из Интернета). Тема «Техническая и тактическая подготовка в футболе»:
— знакомятся и анализируют образцы техники вбрасывания мяча с лицевой
линии в игровых и соревновательных условиях;
— разучивают вбрасывание мяча в стандартных условиях, анализируют технику и исправляют ошибки
одноклассников (разучивание в парах и в
группах);
— знакомятся и анализируют образцы техники углового удара в игровых и соревновательных условиях;
— разучивают технику углового удара в стандартных условиях, анализируют и исправляют ошибки
одноклассников (разучивание в группах);
— знакомятся и анализируют образцы техники удара от ворот в игровых и соревновательных условиях;
— разучивают технику удара от ворот в разные участки футбольного поля,
анализируют и исправляют ошибки одноклассников;
— знакомятся и анализируют образцы техники штрафного удара одиннадцатиметровой отметки;
— разучивают штрафной удар с одиннадцатиметровой отметки в разные зоны футбольных ворот;
— закрепляют технику разученных действий в условиях учебной и игровой деятельности
Характеристика

17

и темы

Баскетбол

Техника выполнения игровых действий:
вбрасывание мяча с лицевой линии;
способы овладения мячом при
«спорном
мяче»; выполнение штрафных бросков.
Выполнение правил 3—8—24 секунды
в
условиях игровой деятельности.
Закрепление правил игры в условиях
игровой и учебной деятельности

Волейбол

Техника выполнения игровых действий:
«постановка блока», атакующий удар (с
места и в движении). Тактические
действия в защите и нападении.
Закрепление правил игры в условиях
игровой и учебной деятельности

Модуль
«Спортивная и
физическая
подготовка» (32
часа)

Техническая и специальная физическая
подготовка по избранному виду спорта,
выполнение соревновательных
действий
в стандартных и вариативных условиях.

деятельности учащихся
Практические занятия (образцы учителя, использование материала учебника,
видеофрагментов из Интернета). Тема «Техническая и тактическая подготовка в баскетболе»:
— знакомятся и анализируют образцы техники вбрасывания мяча с лицевой линии в игровых и
соревновательных условиях;
— разучивают вбрасывание мяча в стандартных условиях, анализируют
технику и исправляют ошибки одноклассников (разучивание в парах и в группах);
— знакомятся и анализируют образцы техники овладения мячом при
разыгрывании «спорного мяча» в игровых и соревновательных условиях;
— разучивают способы овладения мячом при разыгрывании «спорного мяча»,
анализируют технику и исправляют ошибки одноклассников (разучивание в группах);
— знакомятся и анализируют образцы выполнения техники штрафного броска в игровых и
соревновательных условиях;
— разучивают способы выполнения техники штрафного броска в учебной и
игровой деятельности, анализируют технику и исправляют ошибки одноклассников (разучивание в
группах);
— знакомятся с выполнением правил 3—8—24 секунд в условиях
соревновательной деятельности, обучаются использовать правило в условиях учебной и игровой
деятельности;
— закрепляют технические и тактические действия в условиях игровой и учебной деятельности
Практические занятия (образцы учителя, использование материала учебника,
видеофрагментов из Интернета). Тема «Техническая и тактическая подготовка в волейболе»:
— знакомятся с техникой «постановки блока», находят сложные элементы
и анализируют особенности их выполнения;
— разучивают подводящие упражнения и анализируют их технику у
одноклассников, предлагают способы устранения возможных ошибок;
— разучивают технику постановки блока в стандартных и вариативных условиях;
— закрепляют технику постановки блоков в учебной и игровой деятельности;
— знакомятся с техникой атакующего удара, находят сложные элементы и анализируют особенности их
выполнения;
— разучивают технику нападающего удара в стандартных и вариативных
условиях, анализируют технику у одноклассников, предлагают способы устранения возможных ошибок;
— совершенствуют технику нападающего удара в разные зоны волейбольной площадки;
— совершенствуют технические и тактические действия в защите и нападении в процессе учебной и
игровой деятельности
Учебно-тренировочные занятия (Примерные рабочие программы
учебного предмета «Физическая культура» (модуль «Вид спорта»), рекомендуемые Министерством
просвещения Российской Федерации;
Рабочие программы по базовой физической подготовке, разрабатываемые учителями физической культуры
на основе требований ФГОС). Тема «Спортивная подготовка»:

18

Физическая подготовка к выполнению
нормативов комплекса ГТО с
использованием средств базовой
физической подготовки, видов спорта и
оздоровительных систем физической
культуры, национальных видов спорта,
культурно-этнических игр

— осваивают технику соревновательных действий избранного вида спорта;
— развивают физические качества в системе базовой и специальной физической подготовки;
— готовятся к выполнению
нормативных требований комплекса ГТО и демонстрируют приросты в показателях развития физических
качеств;
— активно участвуют в спортивных соревнованиях по избранному виду спорта. Тема «Базовая физическая
подготовка»:
— готовятся к выполнению норм комплекса ГТО на основе использования основных средств базовых видов
спорта и спортивных игр (гимнастка, акробатика, лёгкая атлетика, плавание, лыжная подготовка);
— демонстрируют приросты в показателях физической
подготовленности и нормативных требований комплекса ГТО;
— активно участвуют в соревнованиях по выполнению нормативных требований Комплекса ГТО

11 КЛАСС (104 часа)
Программные
разделы
и темы

Программное содержание

Характеристика
деятельности учащихся

Знания о
физической
культуре
(10 часов)
Здоровый образ
жизни
современного
человека

Роль и значение адаптации организма в
организации и планировании
мероприятий здорового образа жизни,
характеристика основных этапов
адаптации.
Основные компоненты здорового
образа
жизни и их влияние на здоровье
современного человека.
Рациональная организация труда как
фактор сохранения и укрепления
здоровья.
Оптимизация работоспособности в
режиме трудовой деятельности.
Влияние
занятий физической культурой на
профилактику и искоренение вредных
привычек.
Личная гигиена, закаливание организма

Круглый стол (проблемные доклады, фиксированные выступления и сообщения с использованием материала
учебника и Интернета). Тема «Адаптация организма и здоровье человека»:
— распределяются по группам и выбирают тему для выступления из числа предлагаемых:
1) Адаптация организма к физическим нагрузкам как фактор укрепления здоровья человека.
2) Характеристика основных этапов адаптации и их связь с функциональными возможностями организма.
3) Правила (принципы) планирования занятий кондиционной тренировкой с учётом особенностей адаптации
организма к физическим нагрузкам;
— анализируют источники литературы и составляют содержания выступления по
избранному вопросу и распределяют задания между членами группы (анализ и обобщение
литературных источников; подготовка презентации и доклада; подготовка докладчиков— обсуждают
содержание и ход подготовки выступления, организуют проведение круглого стола и дискуссию по
обсуждаемым вопросам.
Коллективная дискуссия (проблемные доклады, эссе с использованием материала учебника и Интернета).
Тема «Здоровый образ жизни современного человека»:
— выбирают темы для дискуссии из числа предлагаемых и обосновывают причины выбора:
1) Здоровый образ жизни как объективный фактор укрепления и сохранения здоровья.
2) Рациональная организация труда как компонент здорового образа жизни.
3) Занятия физической культурой как средство профилактики и искоренения вредных привычек.
4) Личная гигиена как компонент здорового образа жизни.

19

Профилактика
травматизма и
оказание первой
помощи во
время занятий

и банные процедуры как компоненты
здорового образа жизни.
Определение индивидуального расхода
энергии в процессе занятий
оздоровительной физической
культурой.
Понятие «профессионально
ориентированная физическая
культура»:
цель и задачи, содержательное
наполнение.
Оздоровительная физическая культура в
режиме учебной и профессиональной
деятельности.
Взаимосвязь состояния здоровья с
продолжительностью жизни человека.
Роль и значение занятий физической
культуры в укреплении и сохранении
здоровья в разных возрастных периода

5) Роль и значение закаливания в повышении защитных свойств организма.
6) Банные процедуры и их оздоровительное влияние на организм человека;
— подбирают и анализируют необходимый для сообщения материал, формулируют вопросы для дискуссии;
— обсуждают с одноклассниками подготовленное сообщение, отвечают на вопросы, отстаивая свою точку
зрения.
Мини-исследование (использование материала учебника и Интернета). Тема «Определение индивидуального
расхода энергии»:
— разрабатывают индивидуальную таблицу суточного расхода энергии;
— рассчитывают суточный расход энергии исходя из содержания индивидуального режима дня и
сопоставляют его со стандартными показателями энерготрат;
— рассчитывают индивидуальный расход энергии в недельном учебном цикле, соотносят его с требованиями
должного объёма двигательной активности.
Беседа с учителем (информация учителя, использование материала учебника и
Интернета; выступления по теме). Тема «Физическая культура и профессиональная
деятельностьчеловека»:
— знакомятся с понятием «прикладно ориентированная физическая культура», её целью и задачами,
современными направлениями, формами организации;
— обсуждают информацию учителя о роли и значении профессионально прикладной физической
подготовки в системе общего среднего и профессионального образования, рассматривают примеры её связи с
содержанием предполагаемой будущей профессии;
— рассматривают вопросы организации и содержания занятий профессионально
прикладной физической культурой в режиме профессиональной деятельности,
их роль в оптимизации работоспособности и профилактики профессиональных заболеваний.
Коллективная дискуссия (проблемные доклады, эссе с использовани
ем материала учебника и Интернета). Тема «Физическая культура и продолжительность жизни чело
века»:
— распределяются по группам и выбирают вопросы для дискуссии:
1) Влияние занятий физической культурой на физическое состояние человека в разные возрастные периоды.
2) Влияние занятий физической культурой на продолжительность жизни современного человека.
3) Измерения биологического возраста в процессе организации и проведения самостоятельных занятий
оздоровительной физической культурой;
— анализируют литературные источники, готовят сообщения, обосновывают личные взгляды и
представления по рассматриваемым вопросам;
— делают сообщения, отвечают на вопросы, отстаивая свою точку зрения

Причины возникновения травм и
способы их предупреждения; правила
профилактики травм во время
самостоятельных занятий
оздоровительной физической

Беседа с учителем (информация учителя, использование материала учебника и Интернета). Тема
«Профилактика травматизма во время самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой
и спортом»:
— знакомятся с информацией учителя об основных причинах возникновения травм на занятиях физической
культурой и спортом;

20

физической
культурой

культурой.
Способы и приёмы оказания первой
помощи при ушибах разных частей тела
и сотрясении мозга; переломах,
вывихах
и ранениях; обморожении; солнечном и
тепловом ударах

— обсуждают и анализируют примеры из личного опыта возникновения травм,
предлагают возможные способы их предупреждения;
— обсуждают общие правила профилактики травматизма и целесо образность их выполнения во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом.
Тема «Оказание первой помощи при ушибах»:
— знакомятся с видами ушибов и выявляют их характерные признаки;
— знакомятся с общими правилами оказания первой помощи при ушибах;
— распределяются по группам и в каждой группе разучивают действия по оказанию
первой помощи при ушибах определённой части тела: носа, головы, живота, сотрясения мозга;
— в каждой группе участники тренируются в выполнении необходимых действий, контролируют
выполнение друг друга, помогают действиями и советами;
— каждая группа выделяет своего участника, который рассказывает и
показывает учащимся класса разученные им действия, отвечает на вопросы по оказанию первой помощи при
ушибе определённой части тела;
— участники других групп тренируются в этих действиях, а участники первой
группы контролируют правильность их выполнения.
Учебное занятие с практической направленностью (информация учителя; использование материала
учебника и Интернета, видеороликов и дополнительных литературных
источников). Тема «Оказание первой помощи при вывихах и переломах»:
— знакомятся с видами переломов и вывихов и выявляют их характерные признаки;
— знакомятся с общими правилами оказания первой помощи при вывихах и переломах;
— распределяются по группам и в каждой группе разучивают действия по оказанию первой помощи при
переломах конкретной части тела: бедра; голени; плеча и предплечья; вывиха ключицы и кисти;
— каждая группа выделяет своего участника, который рассказывает и показывает учащимся других групп
разученные им действия, отвечает на вопросы по оказанию первой помощи
при вывихах, переломах.
Беседа с учителем (информация учителя, использование материала учебника и Интернета):
— участники других групп тренируются в этих действиях, а участники первой группы контролируют
правильность их выполнения.
Учебное занятие с практической направленностью (информация учителя; использование материала
учебника и Интернета, видеороликов и дополнительных литературных
источников). Тема «Оказание первой помощи при обморожении, солнечном и тепловом ударах»:
— знакомятся с видами обморожения, проявлениями солнечного и теплового ударов;
— знакомятся с общими правилами оказания первой помощи при обморожении, солнечном и тепловом
ударах;
— распределяются по группам и в каждой группе тренируются действиям по оказанию первой помощи при
определённых видах обморожения, солнечном и тепловом ударах;
— каждая группа выделяет своего участника, который рассказывает и показывает учащимся других групп
разученные им действия по оказанию первой помощи при обморожении,
солнечном и тепловом ударах;

21

Способы
самостоятельной
деятельности (8
часов)
Современные
оздоровительны
е
методы и
процедуры в
режиме
здорового образа
жизни

Релаксация как метод восстановления
после психического и физического
напряжения; характеристика основных
методов, приёмов и процедур, правила
их
проведения (методика Э. Джекобсона;
аутогенная тренировка И. Шульца,
дыхательная гимнастика А. Н.
Стрельниковой; синхрогимнастика по
методу «Ключ»).
Массаж как средство оздоровительной
физической культуры; правила
организации и проведения процедур
массажа.
Основные приёмы самомассажа, их
воздействие на организм человека.
Банные процедуры, их назначение и
правила проведения, основные способы
парения

Учебное занятие с практической направленностью (образец учителя; использование материала учебника и
Интернета, дополнительных литературных источников). Тема «Релаксация в системной организации
мероприятий здорового образа жизни»:
— знакомятся с понятием «релаксация», её оздоровительной и профилактической направленностью,
основными методами и процедурами;
— знакомятся с методом Э. Джекобсона, его оздоровительной и профилактической направленностью,
правилами организации и основными приёмами;
— тренируются в проведении метода Э. Джекобсона, обсуждают состояния организма после его применения
с одноклассниками;
— знакомятся с методом аутогенной тренировки, обсуждают его оздоровительную и профилактическую
направленность, правила организации и
проведения;
— разучивают текстовки аутогенной тренировки и упражняются в проведении её сеансов разной
направленности;
— проводят сеансы аутогенной тренировки и обсуждают с одноклассниками состояния, которые вызывает
каждый из сеансов;
— знакомятся с сеансом дыхательной гимнастики, её оздоровительной и
профилактической направленностью, правилами организации и проведения;
— разучивают дыхательные упражнения, контролируют технику выполнения друг у друга, находят ошибки и
предлагают способы их устранения;
— выполняют сеансы дыхательной гимнастики и обсуждают с одноклассниками состояния, которые они
вызывают;
— знакомятся с основами синхрогимнастики по методу «Ключ», обсуждают её оздоровительную
ипрофилактическую направленность, правила организации и проведения;
— разучивают упражнения синхрогимнастики и контролируют технику их выполнения друг у друга, находят
ошибки и предлагают способы их устранения;
— выполняют комплекс синхрогимнастики и обсуждают с одноклассниками состояния, которые он
вызывает.
Учебное занятие с практической направленностью (образец учителя; использование материала учебника и
Интернета, дополнительных литературных источников). Тема «Методы и приёмы самомассажа в системе
занятий кондиционной тренировкой»:
— знакомятся с видами и разновидностями массажа, их оздоровительными свойствами, правилами
проведения процедур массажа и гигиеническими
требованиями. Учебное занятие с практической направленностью (информация учителя; фиксированные
выступления учащихся, использование материала учебника и
Интернета, дополнительных литературных источников). Тема «Организация и проведение банных
процедур»:
— знакомятся с информацией учителя об оздоровительных свойствах банных процедур, обсуждают их

22

целесообразность в организации здорового образа жизни;
— делятся опытом посещения банных процедур, рассказывают об устройствах парильных комнат,
расположениях каменки и пологов, гигиенических требованиях к помещению;
— знакомятся с правилами поведения в парильной комнате и подготовке к парению;
— анализируют основные этапы парения, их продолжительность и содержательную направленность

Самостоятельная
подготовка
к выполнению
нормативных
требований
комплекса ГТО

Структурная организация
самостоятельной подготовки к
выполнению требований комплекса
ГТО,
способы определения направленности
её
тренировочных занятий в годичном
цикле.
Техника выполнения обязательных и
дополнительных тестовых упражнений,
способы их освоения и оценивания.
Самостоятельная физическая
подготовка и особенности
планирования её
направленности по тренировочным
циклам; правила контроля и
индивидуализации содержания
физической нагрузки

Учебное занятие с практической направленностью (информация учителя; фиксированные выступления
учащихся, использование материала учебника и Интернета, дополнительных литературных источников).
Тема «Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО»:
— знакомятся с правилами организации и планирования тренировочных занятий самостоятельной
подготовкой, анализируют особенности планирования их содержания и распределения поучебным циклам
— знакомятся со способами определения функциональной направленности
тренировочных занятий, обсуждают роль и место педагогического контроля в
планировании их содержания;
— знакомятся с техникой выполнения обязательных и дополнительных
тестовых заданий комплекса ГТО, обсуждают и выявляют сложные их элементы и структурные компоненты;
— составляют план технической подготовки, определяют объём необходимого времени для разучивания и
совершенствования каждого тестового задания;
— обучаются и совершенствуют технику тестовых заданий, сравнивают её с
требованиями комплекса ГТО;
— демонстрируют технику выполнения тестовых заданий друг другу, выявляют
ошибки и предлагают способы их устранения.
Индивидуальная проектная деятельность практического характера (образец индивидуальной формы
проекта, использование материала учебника и
Интернета, литературных источников по теме проекта). Тема «Проектирование
физической подготовки с направленностью на выполнение нормативных требований комплекса ГТО»:
— определяют цель и конечный планируемый результат физической
подготовки, формулируют задачи и приросты показателей в физических
качествах по учебным четвертям;
— знакомятся с основными мышечными группами и приёмами их массирования;
— обучаются приёмам самомассажа основных мышечных групп,
контролируют их выполнение другими учащимися, предлагают им способы
устранения ошибок;
— проводят процедуры самомассажа в системе тренировочных занятий,
отрабатывают отдельные его приёмы на уроках физической культуры;
— подбирают средства и методы достижения запланированных приростов показателей в физических
качествах, планируют их в системной организации тренировочных занятий в годичном цикле;
— проводят тренировочные занятия по развитию запланированных физических
качеств, вносят коррекцию в содержание и направленность физических нагрузок;
— демонстрируют результаты в тестовых испытаниях в условиях учебной и соревновательной деятельности

23

Физическое
совершенствован
ие
(54 часа)
Физкультурнооздоровительная
деятельность

Упражнения для профилактики острых
респираторных заболеваний;
целлюлита; снижения массы тела.
Стретчинг и шейпинг как современные
оздоровительные системы физической
культуры: цель, задачи, формы
организации. Способы
индивидуализации содержания и
физических нагрузок при планировании
системной организации занятий
кондиционной тренировкой

Практическое занятие (с использованием материала учебника и дополнительного иллюстративного
материала из Интернета). Тема «Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний»:
— разучивают упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний и подбирают для них
индивидуальную дозировку;
— объединяют упражнения в комплекс и выполняют его в системе индивидуальных оздоровительных
мероприятий.
Практическое занятие (с использованием материала учебника и дополнительногоиллюстративного
материала из Интернета). Тема «Упражнения дляснижения массы тела»:
— знакомятся с популярными системами снижения массы тела, определяют их
общность и различия, устанавливают правила подбора и дозирования физических нагрузок;
— знакомятся с методикой расчёта индекса массы тела (ИМТ), определяют
его индивидуальные значения и сравнивают со стандартными показателями;
— разучивают технику упражнений для снижения массы тела и подбирают их дозировку в соответствии с
показателями ИМТ;
— разрабатывают индивидуальный комплекс упражнений, включают его в
систему оздоровительных мероприятий и выполняют под контролем измерения ИМТ.
Практическое занятие (с использованием материала учебника и дополнительного
иллюстративного материала из Интернета). Тема «Упражнения для профилактики целлюлита»:
— знакомятся с проявлением целлюлита, причинами его появления и практикой профилактики;
— разучивают упражнения для профилактики целлюлита и выполняют
их в системе индивидуальных оздоровительных мероприятий.
Практическое занятие (с использованием материала учебника и дополнительного
иллюстративного материала из Интернета). Тема «Комплекс упражнений силовой гимнастики (шейпинг)»:
— знакомятся с историей шейпинга как оздоровительной системы, обсуждают различия и общность
шейпинга с атлетической гимнастикой, выясняют его цель и содержательное наполнение;
— обсуждают правила подбора упражнений и технику их выполнения с
учётом индивидуальных особенностей физического развития и здоровья;
— разучивают комплексы упражнений силовой гимнастики и включают их в
содержание занятий кондиционной тренировкой.
Практическое занятие (с использованием материала учебника и дополнительного
иллюстративного материала из Интернета). Тема «Комплекс упражнений на повышение подвижности
суставов и эластичности мышц (стретчинг)»:
— знакомятся с историей шейпинга как оздоровительной системой, выясняют
его цель и содержательное наполнение;
— обсуждают правила подбора упражнений и технику их выполнения с
учётом индивидуальных особенностей физического развития и здоровья;
— разучивают комплексы упражнений по программе стретчинга и включают их
в содержание занятий кондиционной тренировкой

24

Практические занятия (использование материала учебника, видео
фрагментов из Интернета). Тема «Техническая и тактическая подготовка в футболе»:
— знакомятся с выполнением технических приёмов известных футболистов, обсуждают тактические
действия и игровые комбинации ведущих команд страны и мира;
— закрепляют и совершенствуют технические приёмы и тактические
действия в вариативных условиях учебной деятельности;
— соблюдают правила игры в процессе игровой деятельности, принимают участие в спортивных
соревнованиях

Спортивнооздоровительная
деятельность
Модуль
«Спортивные
игры»
Футбол

Повторение правил игры в футбол и
соблюдение их в процессе игровой
деятельности. Совершенствование
основных технических приёмов и
тактических действий в условиях
учебной и игровой деятельности

Баскетбол

Повторение правил игры в баскетбол,
соблюдение их в процессе игровой
деятельности.
Совершенствование основных
технических приёмов и тактических
действий в условиях учебной и игровой
деятельности

Практические занятия (использование материала учебника, видео фрагментов из Интернета). Тема
«Техническая и тактическая подготовка в баскетболе»: — знакомятся с выполнением технических приёмов
известных баскетболистов, обсуждают тактическиедействия и игровые комбинации ведущих команд страны
и мира;
— закрепляют и совершенствуют технические приёмы и тактические действия в вариативных условиях
учебной деятельности;
— соблюдают правила игры в процессе игровой деятельности, принимают участие в спортивных
соревнованиях

Программные
разделы
и темы

Программное содержание

Характеристика
деятельности учащихся

Повторение правил игры в волейбол,
соблюдение их в процессе игровой
деятельности.
Совершенствование основных
технических приёмов и тактических
действий в условиях учебной и игровой
деятельности

Практические занятия (использование материала учебника, видео фрагментов из Интернета). Тема
«Техническая и тактическая подготовка в волейболе»:
— знакомятся с выполнением технических приёмов известных волейболистов, обсуждают тактические
действия и игровые комбинации ведущих команд страны и мира;
— закрепляют и совершенствуют технические приёмы и тактические действия в вариативных условиях
учебной деятельности;
— соблюдают правила игры в процессе игровой деятельности, принимают участие в спортивных
соревнованиях

Атлетические единоборства в системе
профессионально-ориентированной
двигательной деятельности: её цели и
задачи, формы организации
тренировочных занятий. Основные
технические приёмы атлетических
единоборств и способы их самосто
ятельного разучивания (стойки,
захваты,

Практические занятия (образец учителя, использование материала учебника, видеофрагментов из
Интернета). Тема «Техника самостраховки в атлетических единоборствах»:
— знакомятся с содержанием атлетических единоборств и их приклад ной направленностью, обсуждают
требования к уровню общей физической подготовки и развития специальных
физических качеств;
— рассматривают образцы техники самостраховки, выделяют в них общие и
отличительные движения, определяют трудность в их выполнении;
— знакомятся с основными этапами обучения техники самостраховки, определяют их содержание для
каждого вида самостраховки;

Волейбол

Прикладноориентированная
двигательная
деятельность
Модуль
«Атлетические
единоборства»

25

броски)

— разучивают общеподводящие упражнения для освоения техники основных приёмов самостраховки;
— разучивают и тренируются в технике падения вперёд, контролируют её
выполнение друг у друга, выявляют ошибки и предлагают способы их устранения;
— разучивают и тренируются в технике падения назад, контролируют её
выполнение друг у друга, выявляют ошибки и предлагают способы их устранения;
— разучивают и тренируются в технике падения на бок, контролируют
её выполнение друг у друга, выявляют ошибки и предлагают способы их
устранения. Практические занятия (образец учителя, использование материала учебника, видеофрагментов
из Интернета). Тема «Техника стоек и захватов в атлетических единоборствах»:
— рассматривают образцы техники основных стоек и захватов в атлетических единоборствах, выделяют в
них общие и отличительные движения, определяют трудности в их выполнении;
— разучивают и тренируются в парах технике захвата одежды соперника под
локтем, контролируют её выполнение друг у друга, выявляют ошибки и предлагают способы их устранения;
— разучивают и тренируются в парах технике захвата одежды атакующего на плечах, контролируют её
выполнение друг у друга, выявляют ошибки и предлагают способы их устранения;
— разучивают и тренируются в парах технике захвата одной рукой одежды под локтем соперника, другой
его пояса спереди, контролируют её выполнение друг у друга, выявляют ошибки и предлагают способы их
устранения;
— разучивают и тренируются в парах технике захвата одной рукой одежды под локтем соперника, другой
его пояса на спине одежды, контролируют её выполнение друг у друга, выявляют ошибки и предлагают
способы их устранения. Практические занятия (образец учителя, использование материала учебника,
видеофрагментов из Интернета). Тема «Техника бросков и удержаний в атлетических единоборствах»:
— знакомятся с образцами бросков и удержаний, наблюдают за их
выполнением, выделяют общие и отличительные признаки;
— наблюдают за выполнением броска рывком за пятку, анализируют его
технику и выделяют основные фазы, определяют трудные элементы и особенности их выполнения;
— подбирают подводящие упражнения и разучивают их в парах, анализируют
технику выполнения друг у друга, находят ошибки и предлагают способы их устранения;
— разучивают в парах технику броска по фазам, анализируют их выполнение друг
у друга, находят ошибки и предлагают способы их устранения;
— разучивают в парах и закрепляют технику целостного выполнения броска рывком за пятку;
— совершенствуют технику выполнения броска рывком за пятку с последующим удержанием партнёра;
— наблюдают за выполнением броска задней подножки, анализируют её
технику и выделяют основные фазы, определяют трудные элементы и особенности их выполнения;
— подбирают подводящие упражнения и разучивают их в парах, анализируют
выполнение друг у друга и находят ошибки, предлагают способы их устранения;
— разучивают в парах технику задней подножки по фазам, анализируют её
выполнение друг у друга, находят ошибки и предлагают способы их устранения;
— разучивают и закрепляют в парах технику целостного выполнения задней подножки;
— совершенствуют технику выполнения задней подножки с последующим удержанием партнёра;

26

— наблюдают за выполнением задней подсечки, анализируют её технику и
выделяют основные фазы, определяют трудные элементы и особенности их выполнения;
— подбирают подводящие упражнения и разучивают их в парах, анализируют
выполнение друг у друга и находят ошибки, предлагают способы их устранения;
— разучивают в парах технику задней подсечки по фазам, анализируют её
выполнение друг у друга, находят ошибки и предлагают способы их устранения;
— разучивают и закрепляют в парах технику выполнения задней подсечки в целом;
— совершенствуют технику выполнения задней подсечки с последующим удержанием партнёра.
Практические занятия (образец учителя, использование материала учебника,
видеофрагментов из Интернета). Тема «Защитные действия от удара кулаком в голову»:
— знакомятся с образцом защитных действий от удара кулаком в голову,
наблюдают за их выполнением, выделяют основные фазы и трудные элементы;
— разучивают в парах технику защитных действий по фазам, анализируют её
выполнение друг у друга, находят ошибки и предлагают способы их устранения;
— разучивают в парах и закрепляют технику выполнения защитных действий от удара кулаком в голову;
— совершенствуют технику выполнения защитных действий от удара кулаком в
голову с последующим удержанием партнёр

Модуль
«Спортивная и
физическая
подготовка»
(32 часа)

Техническая и специальная физическая
подготовка по избранному виду спорта,
выполнение соревновательных
действий в стандартных и вариативных
условиях.
Физическая подготовка к выполнению
нормативов комплекса ГТО с
использованием средств базовой
физической подготовки, видов спорта и
оздоровительных систем физической
культуры, национальных видов спорта,
культурно-этнических игр

Учебно-тренировочные занятия (Примерные рабочие программы учебного предмета «Физическая
культура» (модуль «Виды спорта»), рекомендуемые Министерством просвещения Российской Федерации
;Рабочие программы по базовой физической подготовке, разрабатываемые учителями
физической культуры на основе требований ФГОС).
Тема «Спортивная подготовка»:
— осваивают технику соревновательных действий избранного вида спорта;
— развивают физические качества в системе базовой и специальной физической подготовки;
— готовятся к выполнению нормативных требований комплекса ГТО
и демонстрируют приросты в показателях развития физических качеств;
— активно участвуют в спортивных соревнованиях по избранному виду
спорта. Тема «Базовая физическая подготовка»:
— готовятся к выполнению норм комплекса ГТО на основе использования
основных средств базовых видов спорта и спортивных игр (гимнастка,
акробатика, лёгкая атлетика, плавание, лыжная подготовка);
— демонстрируют приросты в показателях физической
подготовленности и нормативных требований комплекса ГТО;
— активно участвуют в соревнованиях по выполнению нормативных требований Комплекса ГТО

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».