ОБЖ 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______/Н.В. Кадуха
подпись инициалы, фамилия
Протокол заседания МО
от 28 августа 2023 г. № _3___

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись
инициалы, фамилия
29 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись
инициалы, фамилия
Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет основы безопасности жизнедеятельности
Уровень базовый
Учитель Ракович А.В.
Класс 11
Срок реализации: 1 год
2023/2024 учебный год
Количество часов: 34 ч
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: учебник/ С.В. Ким, В.А. Горский – М.: Просвещение, 2022. – 396 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего
образования на основе комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных

учреждений 10-11 классы, разработанной авторами С.В. Ким, В.А. Горский М.: «Просвещение», 2022.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: учебник/ С.В. Ким, В.А. Горский – М.: Вента Графа, 2019. – 396 с
2023 г.

1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом
труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения ОБЖ:
Регулятивные универсальные учебные действия учащихся
1.
Умение
самостоятельно
Обучающийся сможет:
определять
цели
обучения,
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
ставить и формулировать новые
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
задачи учебе и познавательной
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
деятельности, развивать мотивы
результат;
и
интересы
своей
 ставить цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей
познавательной деятельности.
формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение
самостоятельно
Обучающийся сможет:
планировать пути достижения
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и
целей,
в
том
числе
составлять алгоритм их выполнения;
альтернативные,
осознанно
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
выбирать наиболее эффективные
познавательных задач;
способы решения учебных и
 определять и находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
познавательных задач
учебной и познавательной задачи; -выстраивать жизненные планы на краткосрочное
будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для
решения задачи или достижения цели;

3.
Умение соотносить свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей деятельности в
процессе достижения результата,
определять способы действий в
рамках предложенных условий и
требований,
корректировать
свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.

4.
Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи, собственные
возможности ее решения.

 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения; -описывать свой опыт, оформляя его для передачи
другим людям в виде технологии решения практических задач;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации или при отсутствии планируемого результата;
 -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;

5.
Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной.

 оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
 определять, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося
продукта
учебной
деятельности;
-демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических и эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления, ослабления
проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической
реактивности).

Познавательные универсальные учебные действия учащихся (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с
информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):
1. Умение определять понятия,
Обучающийся сможет:
создавать
обобщения,
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений
устанавливать
аналогии,
к общим закономерностям;
классифицировать,
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно
выбирать
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
основания и критерии для
применять способ проверки достоверности информации;

классификации,
устанавливать
причинноследственные связи, строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и
делать выводы.
2. Умение создавать, применять
и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для
решения
учебных
и
познавательных задач.

 делать вывод на основе критического анализаразных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет или явление;
 определять логические связи между предметами или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ
предмета или явления;
 строить модель или схему на основе условий задачи и способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и заданных критериев оценки продукта или результата

Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся:
1. Умение организовывать
Обучающийся сможет:
учебное сотрудничество
 определять возможные роли или играть определенную роль в совместной деятельности;
и
совместную
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
деятельность
с
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

учителем
и
сверстниками; работать
индивидуально и в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение.

2. Умение
осознанно
использовать речевые
средства в соответствии
с
задачей
коммуникации
для
выражения
своих
чувств,
мыслей
и
потребностей
для
планирования
и
регуляции
своей
деятельности; владение
устной и письменной
речью, монологической

 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовал
продуктивной коммуникации;
 троить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог
в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;

 использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные или отобранные
под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование
и
Обучающийся сможет:
развитие
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
компетентности
в
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
области использования
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих
информационномыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникационных
коммуникации;
технологий (далее –
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
ИКТ).
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами освоения ОБЖ является овладение учащимися:
• Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их
возникновения и возможные последствия.
• Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и
ликвидации их последствий.
• Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для
ликвидации их последствий.
• Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу
безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
• Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму и экстремизму.
• Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
контекстной речью.

• Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности,
а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.
• Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
• Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и
экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних
и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора.
• Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное
влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве.
• Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности РФ путем
развития и совершенствования военной организации государства.
• Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской
Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
• Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты
населения от ЧС мирного и военного времени.
• Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных
условиях

2. Содержание учебного курса. 11 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические
критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде
жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности. Обеспечение
национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по
противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-

спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму,
терроризму.
Глава 3. Экстремальные ситуации безопасность человека. Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм,
терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное
существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Основные задачи Вооруженных Сил.
Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и
добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии. Особенности военной службы по призыву и альтернативной
гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с
терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 6. Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания.
Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь
при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожнотранспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.

3. Тематическое планирование по ОБЖ
11 класс.
В старшем школьном возрасте происходит систематизация полученных знаний, как правило, интерес к учению (к его содержанию и
процессу) повышается, так как включаются мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни. Имеет место сочетание и
взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов. Ярко выражена произвольная мотивация, так как хорошо
осознаются причины отношения к учебе. Старшеклассники уже готовы к самообразованию.
К старшему школьному возрасту складывается исследовательское отношение к учебным предметам и умение находить и ставить проблему.
Поэтому в учебном процессе их привлекает сам ход анализа задач, сравнение различных точек зрения, дискуссии и объяснения, которые
заставляют думать. Роль учителя при этом - консультант по предмету.

Воспитание, принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному,
так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Количество часов
№
Раздел 1

Название темы, раздела
Основы безопасности личности, общества, государства

Глава 1

Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде
обитания
Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению
безопасности.
Экстремальные ситуации безопасность человека.

Глава 2
Глава 3

Раздел 2
Глава 4
Глава 5
Раздел 3.
Глава 6
Глава 7
Итого:

Военная безопасность государства
Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз.
Особенности военной службы в современной Российской армии.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России.
Оказание первой помощи при неотложных состояниях.

15
5
5
5

10
5
5
9
5
4
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».