МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______/Н.В. Кадуха подпись инициалы, фамилия Протокол заседания МО от 28 августа 2023 г. № ___3_ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова подпись инициалы, фамилия 29 августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновскяа средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись инициалы, фамилия Приказ от 30 августа 2023 г. № 322 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет основы безопасности жизнедеятельности Уровень базовый Учитель Ракович А.В. Класс 10 Срок реализации: 1 год 2023/2024 учебный год Количество часов: 34 ч Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: учебник/ С.В. Ким, В.А. Горский – М.: Просвещение, 2022. – 396 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 10-11 классы, разработанной авторами С.В. Ким, В.А. Горский М.: «Просвещение», 2022. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: учебник/ С.В. Ким, В.А. Горский – М.: Вента Графа, 2019. – 396 с. Лесновка, 2023 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 3 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения ОБЖ: Регулятивные универсальные учебные действия учащихся 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Обучающийся сможет: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять и находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи или достижения цели; 4 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; -описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации или при отсутствии планируемого результата; -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Обучающийся сможет: определять критерии правильности выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; 5 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; определять, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; -демонстрировать приемы регуляции психофизиологических и эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления, ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные универсальные учебные действия учащихся (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации): 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для Обучающийся сможет: строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; 6 классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. делать вывод на основе критического анализаразных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет или явление; определять логические связи между предметами или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления; строить модель или схему на основе условий задачи и способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и заданных критериев оценки продукта или результата Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся: 1. Умение организовывать Обучающийся сможет: учебное сотрудничество определять возможные роли или играть определенную роль в совместной деятельности; и совместную принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку деятельность с зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; 7 учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовал продуктивной коммуникации; троить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; 8 использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные или отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 3. Формирование и Обучающийся сможет: развитие целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения компетентности в учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; области использования выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих информационномыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникационных коммуникации; технологий (далее – использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных ИКТ). программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметными результатами освоения ОБЖ является овладение учащимися: контекстной речью. • Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия. • Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий. • Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий. • Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России. • Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму и экстремизму. • Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. 9 • Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера. • Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта. • Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора. • Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве. • Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной организации государства. • Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ. • Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени. • Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях 2. Содержание учебного курса. 10 класс Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства. Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. 10 Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. Раздел 2. Военная безопасность государства Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечнолегочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. 3. Тематическое планирование по ОБЖ 10 класс. В старшем школьном возрасте происходит систематизация полученных знаний, как правило, интерес к учению (к его содержанию и процессу) повышается, так как включаются мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни. Имеет место сочетание и взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов. Ярко выражена произвольная мотивация, так как хорошо осознаются причины отношения к учебе. Старшеклассники уже готовы к самообразованию. 11 К старшему школьному возрасту складывается исследовательское отношение к учебным предметам и умение находить и ставить проблему. Поэтому в учебном процессе их привлекает сам ход анализа задач, сравнение различных точек зрения, дискуссии и объяснения, которые заставляют думать. Роль учителя при этом - консультант по предмету. Воспитание, принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. Количество часов № Раздел 1 Название темы, раздела Основы безопасности личности, общества, государства Глава 1 5 Глава 2 Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства Глава 3 Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях 5 Раздел 2 Глава 4 Глава 5 Раздел 3. Глава 6 Военная безопасность государства Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. 10 5 5 9 5 Глава 7 Итого: Оказание первой помощи при неотложных состояниях. 4 34 15 5 12