ОБЖ 10 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______/Н.В. Кадуха
подпись инициалы, фамилия
Протокол заседания МО
от 28 августа 2023 г. № ___3_

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись
инициалы, фамилия
29 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись
инициалы, фамилия
Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет основы безопасности жизнедеятельности
Уровень базовый
Учитель Ракович А.В.
Класс 10
Срок реализации: 1 год
2023/2024 учебный год
Количество часов: 34 ч
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: учебник/ С.В. Ким, В.А. Горский – М.: Просвещение, 2022. – 396 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного
общего образования на основе комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для
общеобразовательных учреждений 10-11 классы, разработанной авторами С.В. Ким, В.А. Горский М.: «Просвещение», 2022.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: учебник/ С.В. Ким, В.А. Горский – М.: Вента Графа, 2019. – 396 с.
Лесновка, 2023

1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом
труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

3

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения ОБЖ:
Регулятивные универсальные учебные действия учащихся
1.
Умение
самостоятельно
определять
цели
обучения,
ставить и формулировать новые
задачи учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы
и
интересы
своей
познавательной деятельности.

2.
Умение
самостоятельно
планировать пути достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные,
осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач

Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
 ставить цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей
формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
 определять и находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи; -выстраивать жизненные планы на краткосрочное
будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для
решения задачи или достижения цели;

4

3.
Умение соотносить свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей деятельности в
процессе достижения результата,
определять способы действий в
рамках предложенных условий и
требований,
корректировать
свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.

4.
Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи, собственные
возможности ее решения.

 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения; -описывать свой опыт, оформляя его для передачи
другим людям в виде технологии решения практических задач;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации или при отсутствии планируемого результата;
 -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;

5

5.
Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной.

 оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
 определять, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося
продукта
учебной
деятельности;
-демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических и эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления, ослабления
проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической
реактивности).

Познавательные универсальные учебные действия учащихся (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с
информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):
1. Умение определять понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания и критерии для

Обучающийся сможет:
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений
к общим закономерностям;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
6

классификации,
устанавливать
причинноследственные связи, строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и
делать выводы.
2. Умение создавать, применять
и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для
решения
учебных
и
познавательных задач.

 делать вывод на основе критического анализаразных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет или явление;
 определять логические связи между предметами или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ
предмета или явления;
 строить модель или схему на основе условий задачи и способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования
(теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и заданных критериев оценки продукта или результата

Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся:
1. Умение организовывать
Обучающийся сможет:
учебное сотрудничество
 определять возможные роли или играть определенную роль в совместной деятельности;
и
совместную
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
деятельность
с
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

7

учителем
и
сверстниками; работать
индивидуально и в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать свое мнение.

2. Умение
осознанно
использовать речевые
средства в соответствии
с
задачей
коммуникации
для
выражения
своих
чувств,
мыслей
и
потребностей
для
планирования
и
регуляции
своей
деятельности; владение
устной и письменной
речью, монологической

 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовал
продуктивной коммуникации;
 троить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог
в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;

8

 использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные или отобранные
под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование
и
Обучающийся сможет:
развитие
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
компетентности
в
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
области использования
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих
информационномыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникационных
коммуникации;
технологий (далее –
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
ИКТ).
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами освоения ОБЖ является овладение учащимися:
контекстной речью.

• Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их
возникновения и возможные последствия.
• Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и
ликвидации их последствий.
• Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для
ликвидации их последствий.
• Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу
безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
• Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму и экстремизму.
• Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.

9

• Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности,
а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.
• Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
• Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и
экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних
и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора.
• Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное
влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве.
• Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности РФ путем
развития и совершенствования военной организации государства.
• Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской
Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
• Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты
населения от ЧС мирного и военного времени.
• Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных
условиях

2. Содержание учебного курса. 10 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Культура
безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности
жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства. Права и обязанности государства и
граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз.

10

Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму,
наркотизму в Российской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите
населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях,
дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. Защита населения и территорий от военной опасности, оружия
массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства
коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Вооруженные Силы Российской
Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и
обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. Медицинское обеспечение
индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и
меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся
половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок.
Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечнолегочная
реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
3. Тематическое планирование по ОБЖ
10 класс.
В старшем школьном возрасте происходит систематизация полученных знаний, как правило, интерес к учению (к его содержанию и
процессу) повышается, так как включаются мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни. Имеет место сочетание и
взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов. Ярко выражена произвольная мотивация, так как хорошо
осознаются причины отношения к учебе. Старшеклассники уже готовы к самообразованию.

11

К старшему школьному возрасту складывается исследовательское отношение к учебным предметам и умение находить и ставить проблему.
Поэтому в учебном процессе их привлекает сам ход анализа задач, сравнение различных точек зрения, дискуссии и объяснения, которые
заставляют думать. Роль учителя при этом - консультант по предмету.
Воспитание, принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному,
так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Количество часов
№
Раздел 1

Название темы, раздела
Основы безопасности личности, общества, государства

Глава 1

5

Глава 2

Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной
среде обитания.
Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства

Глава 3

Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях

5

Раздел 2
Глава 4
Глава 5
Раздел 3.
Глава 6

Военная безопасность государства
Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания.

10
5
5
9
5

Глава 7
Итого:

Оказание первой помощи при неотложных состояниях.

4
34

15

5

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».