ОБЖ 8-9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______/Н.В. Кадуха
подпись инициалы, фамилия
Протокол заседания МО
от 28 августа 2023 г. № ____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись
инициалы, фамилия
29 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись
инициалы, фамилия
Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 306

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет основы безопасности жизнедеятельности
Уровень базовый
Учитель Ракович А.В.
Класс 8-9
Срок реализации: 1 год
2023/2024 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего
образования на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 8-9 классы»
под научной редакцией Ю.С. Шойгу. - М - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2022 г..
1. Учебник: 1. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 - 9 классы: учебник: в 2 частях / Д.П. Рудаков, Е.М. Приорова, О.В. Позднякова; под науч. ред.
Ю.С. Шойгу. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2022. Ч.1. – 254 с. 2. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 - 9 классы: учебник: в 2 частях /
Д.П. Рудаков, Е.М. Приорова, О.В. Позднякова; под науч. ред. Ю.С. Шойгу. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2022. Ч.2. – 223 с.

Лесновка, 2023

Рабочая программа учебного предмета ОБЖ (далее – Программа) разработана на основе концепции преподавания предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее –
ФГОС) основного общего образования и Примерной основной образовательной программой основного общего образования.
Программе содержание предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими
непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего
общего образования:
модуль 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль «Безопасность в быту»;
модуль 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль 4 «Безопасность в общественных местах»;модуль 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;модуль 7 «Безопасность в социуме»;
модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».

В целях обеспечения системного подхода в изучение предмета ОБЖ на уровне основного общего образования. Учебный материал
систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные
места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждениякультуры.
Программой предусматривается использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
акцентом на применение тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать объекты, не воспроизводимые в обычных
условиях, а также обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения ситуационных задач, отражающих повседневную
действительность. При этом использование электронной образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным, компьютер и
дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС учебный предмет ОБЖ входит в предметную область «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Согласно примерному учебному плану основного общего образования, представленному в Примерной основной образовательной
программе основного общего образования, обязательное изучение предмета ОБЖ предусмотрено в 8-9 классах по 1 часу в неделю. Всего
на изучение предмета ОБЖ отводится 68 часов, из них по 34 часа в каждом классе.

3

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Настоящая Программа четко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении
обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в
индивидуальных социально-значимых качествах, которые выражаются, прежде всего, в готовности обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и
соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально-значимой деятельности; принятию внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета основы безопасности жизнедеятельности должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на
ее основе.
1. Патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, истории, ценностям и культуре
многонационального народа России, любовь к родному языку, своему краю, идентификация себя в качестве гражданина России),
укрепление чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. Гражданское воспитание:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного
отношения к другомучеловеку, его мнению, гражданской позиции и культуре, развитие способностик конструктивному диалогу с другими
людьми, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
3. Духовно-нравственное воспитание:
- развитие нравственного сознания и поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам
других людей, компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
4

4. Эстетическое воспитание:
- формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной
жизни, развитие творческих способностей;
5. Ценности научного познания:

- формирование современной научной картины мира, целостного мировоззрения на процесс взаимосвязанного развития человека,
природы и общества, развитие способности к эмоционально-ценностному освоению окружающей действительности;
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности
человека, общества и государства;
- осознание ценности жизни, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, модели индивидуального и
коллективногобезопасного поведения в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
7. Трудовое воспитание:

- укрепление ответственного отношения к учебе, способности ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию, осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности;
8. Экологическое воспитание:
- развитие основ экологической культуры, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности вповседневных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета основы безопасности жизнедеятельности должны отражать:
1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:
5

-

определять свойства рассматриваемых явлений (предметов, событий);

- находить общий признак нескольких явлений (предметов, событий) иобъяснять их схожесть;
самостоятельно выбирать и обосновывать критерии для классификации явлений (предметов, событий);
выделять явления (предметы, события) из общего ряда других явлений (предметов, событий), группировать их по
определенным признакам,сравнивать и классифицировать;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, на
основе сравнения явлений (предметов, фактов, событий), выделяя при этом общие признаки;
интерпретировать учебную информацию в контексте решаемой задачи;

- делать вывод на основе всесторонней оценки и критического анализаразных точек зрения, самостоятельно его аргументировать;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач:

-

обозначать символами и знаками явления (предметы, события);

- моделировать изучаемый объект, создавать (преобразовывать) абстрактный или реальный образ (схему) явления (предмета,
события) для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение:

- ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл, структурировать;
выделять в тексте информацию, соответствующую учебным целям;
-

определять и резюмировать главную идею текста;

-

критически оценивать содержание и форму текста;

4) развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для получения результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;
5)

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации:
6

-

определять свое отношение к природной среде;

-

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живыхорганизмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций, прогнозировать их трансформацию при изменении
действующих факторов;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,проектные работы.
2. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями:

6) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развиватьмотивы и интересы своей познавательной деятельности:
ясно представлять и формулировать свою учебную цель;

- анализировать собственные образовательные результаты (определять степень достижения цели, находить проблемы и выдвигать
версии их решения);
- вносить коррекцию в свою учебную цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать новые учебные задачи для достижения поставленной цели деятельности, обосновывать их логическую
последовательность;
7) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач:
- определять необходимые действия для успешного решения учебной и познавательной задачи и составлять последовательность их
выполнения;
- аргументировать выбор методов решения учебных и познавательных задач, находить (выбирать из предложенных учителем)
необходимые ресурсы для их выполнения;
составлять план решения учебных и познавательных задач (выполнения проекта, проведения исследования и т.п.);
8) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемыхрезультатов и своей учебной деятельности;
- с использованием критериев осуществлять самоконтроль своей деятельности по достижению планируемого результата;
- находить затруднения в процессе достижения результата и выбирать средства для их устранения в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
9) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:
7

-

определять степень выполнения учебной задачи по заданным критериям;

- анализировать возможность решения учебной задачи имеющимисясредствами;
10) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности:
анализировать и определять степень успешности собственной учебной и познавательной деятельности и деятельности других
обучающихся в процессе взаимопроверки;
-принимать обоснованное решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
делать осознанный выбор в ситуации учебной неопределенности.

3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
11) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:
участвовать в совместной деятельности, выполняя определенную роль;

- строить
позитивные
взаимоотношения
в
процессе
учебногосотрудничества;
- принимать
позицию
собеседника,
понимать
его точку
зрения,аргументацию;
-определять свои действия и действия партнера, которые помогали илизатрудняли нахождение общего решения;
- корректно и аргументированно
отстаивать
свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою идею;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- критически
корректировать его;

относиться

к

собственному

мнению,

с

достоинством признавать ошибочность своего мнения и

- организовывать учебное взаимодействие в группе (принимать правила обсуждения в соответствии с поставленной перед группой
задачей, выделять общую точку зрения в дискуссии, договариваться о результатах);
12) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью:
- отбирать и использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (диалог в паре, в группе и т.д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
8

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- использовать невербальные средства и наглядные материалы, подготовленные самостоятельно или отобранные под
руководством учителя;
13) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетенции):
целенаправленно использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и познавательных задач с
помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

-

создавать информационные ресурсы разного типа с соблюдением правил информационной безопасности.
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и
проявляются в способности построения модели индивидуального безопасного поведения и опыте ее применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых
понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ
комплексной безопасности личности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и
антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в
повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета ОБЖ, сгруппирована по учебным модулям и должны отражать:
Модуль 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чѐм их сходство и различия;
- раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных
ситуациях);
- приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности
личности, общества, государства;
- классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические, биологические, химические,
психологические, социальные источники опасности – люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе
техногенного происхождения;
раскрывать общие принципы безопасного поведения.
Модуль 2 «Безопасность в быту»:
9

-

объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;

- классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая
химия, медикаменты);

знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
- знать правила вызова экстренных служб и ответственность за ложные сообщения;
-соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;
- безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных системах
жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети);
-безопасно действовать при опасных ситуациях в лифте, на лестничной площадке и лестничном марше и в других местах общего
пользования, соблюдать правила эксплуатации мусоропровода;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства
пожаротушения.
Модуль 3 «Безопасность на транспорте»:

-

классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный,железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств
передвижения;
- предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте;
- безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте (наземном, подземном,
железнодорожном, воздушном, водном).
Модуль 4 «Безопасность в общественных местах»:

- характеризовать потенциальные источники опасности в общественныхместах, в том числе техногенного происхождения;
- безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях вобщественных местах;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
- соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);
- распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабеж, мошенничество,
хулиганство, ксенофобия);
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественногохарактера;
знать правила информирования экстренных служб.
10

Модуль 5 «Безопасность в природной среде»:

раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значения экологии для устойчивого развития общества;
- помнить и выполнять правила безопасного поведения принеблагоприятной экологической обстановке;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения,
извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического
происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);
соблюдать правила безопасного поведения на природе;

- безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска
заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитымигрибами и растениями;
объяснять правила безопасного поведения на водоѐмах в различное время года;
характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:

- раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа жизни;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
- сформировать негативное отношение к вредным привычкам(табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания,
психического здоровья и психологического благополучия);
- приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемии,
пандемии);
- характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при
угрозе и во времячрезвычайных ситуаций биолого-социального характера;
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль 7 «Безопасность в социуме»

-

приводить примеры межличностного и группового конфликта;

-

характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
11

характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля));
- приводить примеры манипуляций и способов противостоять манипуляциям (например, вовлечение в преступную, асоциальную,
деструктивную деятельность, в том числе в субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной
направленности);
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься
преступные намерения);

- соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье,
классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
- безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях;
-распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодѐжных увлечений.
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
-

приводить примеры информационных и компьютерных угроз;

характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет, предупреждать риски и угрозы в

Интернете;

-

предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;

-

владеть принципами безопасного использования Интернета;

- характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество,
игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).
Модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:

-

объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;

- сформировать
негативное
отношение
к
экстремистской
итеррористической деятельности;
- распознавать
ситуации
угрозы террористического
акта в доме, вобщественном месте;
- безопасно действовать
при обнаружении
в общественных
местахбесхозных (или опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, втом числе при захвате и освобождении заложников;
- объяснять
организационные
основы
системы
противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации.
Модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
12

-

характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в
Российской Федерации;
объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
- характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при
угрозе и во времячрезвычайных ситуаций различного характера;
- объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных
ситуаций мирного и военноговремени;
- владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях;
владеть способами антикоррупционного поведения с учетом возрастных обязанностей;
-информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций.

13

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫБЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема
Модуль

Содержание темы

1 «Культура безопасности в современном обществе»

Введение

Цель
и
Понятия

задачи
предмета
ОБЖ,
егоключевые понятия и значение для человека.
«опасность»,
«безопасность»,

«риск».
Источники опасности и их классификация.
Смысл понятия «Культура безопасностижизнедеятельности».
Общие принципы безопасного поведения.
Правила
опасных
и
ситуациях

Модуль

поведения
в
чрезвычайных

Сходство
и
различия
опасной,экстремальной и чрезвычайной ситуаций.
Уровни
взаимодействия
человека
иокружающей среды.
Механизм
перерастания
повседневнойситуации в чрезвычайную ситуацию.
Угрозы безопасности
и общие правилаповедения в
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях.

2 «Безопасность в быту»

Основные опасности в быту.
Отравления. Первая помощь при
отравлениях

Основные источники опасности в быту.
Бытовые
отравления
и причины
ихвозникновения.
Классификация ядовитых веществ и ихопасности.
Признаки отравления, приѐмы и правила оказания первой помощи.
Правила
комплектования
и
хранениядомашней аптечки

14

Основные
быту. Травмы

опасности

в

Бытовые
Приемы

травмы
и правила

и

правила
ихпредупреждения.
оказания
первой

помощи.
Правила безопасности при
Правила
обращения
с
газовыми
иэлектрическими приборами.
обращении
с
газом,
Правила поведения в лифте, а также привходе и выходе из него.
электричеством.
Места
Правила эксплуатации мусоропровода.
общего пользования
Приемы
и правила
оказания
первойпомощи.
Пожарная безопасность
жилых помещениях

в

Пожар и факторы его развития.
Условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия.
Первичные средства пожаротушения.
Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за
ложные сообщения.
Права, обязанности и ответственность
граждан в области пожарной безопасности.

Проникновение
злоумышленников

в

дом

Аварийные
ситуации
техногенного происхождения в
коммунальных
системах
жизнеобеспечения
Модуль
Правила
движения

Меры по предотвращению проникновениязлоумышленников в дом.
Правила
поведения
с
малознакомымилюдьми.
Правила
поведения
при
попытке проникновения в дом посторонних.

Классификация
аварийных
ситуаций
вкоммунальных системах жизнеобеспечения.
Правила подготовки к возможным авариямна коммунальных системах.
Порядок
действий
при
авариях
на

коммунальных системах.
3 «Безопасность на транспорте»
дорожного

Правила
Условия

дорожного
движения
и ихзначение.
обеспечения
безопасности

участников дорожного движения.

15

Безопасность пешехода

Правила
дорожного
движения
Дорожные знаки для пешеходов.

дляпешеходов.

Дорожные
ловушки
и
правила
ихпредупреждения.
Световозвращающие элементы и правила их применения.
Безопасность пассажира

Безопасность водителя

Правила
дорожного
движения
дляпассажиров.
Обязанности
пассажиров
наземногообщественного транспорта.
Ремень
безопасности
и правила
егоприменения.
Порядок
действий
пассажиров
приразличных происшествиях
общественном транспорте. Правила поведения пассажира мотоцикла.

на наземном

Правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных средств передвижения.
Дорожные знаки для водителя велосипеда.

Правила подготовки велосипеда к пользованию.
Сигналы велосипедиста.
Дорожно-транспортные
Дорожно-транспортные
происшествия
ипричины их возникновения.
происшествия.
Алгоритм
Основные факторы риска возникновенияДТП.
действий при ДТП
Порядок
действий
очевидца
дорожно-транспортного происшествия.
Порядок
действий
при
пожаре
на транспорте.
Пассажиры
на
Особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного,
различных видах транспорта
воздушного).
Обязанности пассажиров отдельных видов транспорта.
Порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах
транспорта.
Элементы
первой
Первая помощь и последовательность ееоказания.
помощи
при
чрезвычайных
Приемы
и правила
оказания
первой помощи
при
различных
травмах
в
ситуациях на транспорте
результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.

16

Модуль

4 «Безопасность в общественных местах»

Основные
опасности
общественных местах

в

Действия
при
возникновении
массовых
беспорядков, паники и толпы

Общественные места и их характеристики.
Потенциальные
источники
опасности
вобщественных местах.
Правила
вызова
экстренных
служб
и порядок взаимодействия с ними.
Массовые
мероприятии
и
правилаподготовки к ним.
Порядок
действий
при беспорядках
вместах массового пребывания людей.
Порядок действий при попадании в толпу

и давку.
Пожарная безопасность в
Порядок
общественных
местах.
Порядок
Действия при обрушении зданий

действий
действий

при
обнаруженииугрозы возникновения пожара.
при эвакуации
из общественных мест и зданий.

Безопасность
в
Опасности
криминогенного
и
антиобщественного
характера
общественных
местах. общественных местах.
Основные риски в ситуациях
Оборудование мест массового пребывания людей.
криминогенного характера
Порядок действий в ситуацияхкриминогенного и антиобщественного характера.
Порядок действий при взаимодействии с
Модуль

в

правоохранительными органами.
5 «Безопасность в природной среде»

Классификация
и
характеристика
чрезвычайных
ситуаций
природного характера

Сигналы
бедствия
способы их подачи

и

Чрезвычайные
ситуации
природногохарактера и их классификация.
Автономные условия и подготовка к ним.
Автономные условия, их особенности иопасности.
Правила
подготовки
к
длительномуавтономному существованию.
Порядок
действий
при
автономномсуществовании в природной среде.
Правила ориентирования на местности. Природные пожары, их виды и опасности.
Факторы
и
причины
возникновенияпожаров.
Порядок действий при нахождении в зоне природного пожара.
Порядок
действий
при
потереориентировки в лесу.
Способы подачи сигналов бедствия.
17

Встречи
с
дикими
Правила
поведения,
необходимые
для снижения риска встречи с дикими
животными,
опасными
животными.
насекомыми, клещами и змеями.
Порядок действий при встрече с дикимиживотными.
Распознавание растений и
Порядок
действий
при укусах
дикихживотных, змей, пауков, клещей и насекомых.
грибов
Отличия съедобных грибов и растений от ядовитых.
Правила
поведения,
необходимые
для снижения риска отравления ядовитыми
грибами и растениями.
Правила
поведения в горах

безопасного

Устройство гор и классификация горныхпород.
Правила безопасного поведения в горах.
Снежные
лавины, их характеристики
иопасности.
Порядок
действий
при
попадании
влавину.
Камнепады,
их
характеристики
иопасности.
Порядок
действий,
необходимых
дляснижения рисков камнепада.
Сели, их характеристики и опасности.
Порядок действий при попадании в зонуселя.
Оползни, их характеристики и опасности. Порядок действий при начале оползня.

Правила
безопасного
поведения на водоемах

Общие правила безопасного поведения наводоемах.
Правила
купания
в подготовленных
инеподготовленных местах.
Порядок
действий
при
обнаружениитонущего человека.
Правила поведения при нахождении на плавсредствах.
Правила поведения при нахождении нальду.
Порядок
действий
при
обнаружении человека в полынье.

18

Безопасное поведение при
угрозе наводнения, цунами
Правила
поведения при
смерче, грозе

безопасного
урагане, буре,

Безопасное поведение при
угрозе землетрясения, извержения
вулкана

Наводнения,
их
характеристики
иопасности.
Порядок действий при наводнении. Цунами, их характеристики и опасности.
Порядок действий при нахождении в зоне цунами.
Ураганы, бури, смерчи, их характеристикии опасности.
Порядок действий при ураганах, бурях исмерчах.
Грозы, их характеристики и опасности.
Порядок действий при попадании в грозу.
Землетрясения и извержения вулканов, иххарактеристики и опасности.
Порядок действий при землетрясении.
Порядок
действий
при попадании
Порядок действий при нахождении в зоне

подзавал во время землетрясения.

извержения вулкана.
Экология и ее значение для
Смысл
понятий
«экология»
и «экологическая культура».
устойчивого развитияобщества
Значение
экологии
для
устойчивогоразвития общества.
Правила
безопасного
поведения
при неблагоприятной экологической обстановке.
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Общие представления
здоровье
Инфекционные
заболевания

о Смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение длячеловека.
Факторы, влияющие на здоровье человека.Элементы здорового образа жизни.
Ответственность за сохранения здоровья.
Понятие «инфекционные заболевания»,причины их возникновения.
Механизм распространения инфекционныхзаболеваний, меры их профилактики и защиты от них.
Порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемия, пандемия).
Мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и
во время чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения.

19

Неинфекционные
заболевания
Психическое
психологическое
благополучие

здоровье

и

Понятие «неинфекционные заболевания» иих классификация.
Факторы
риска
неинфекционныхзаболеваний.
Меры
профилактики
неинфекционныхзаболеваний и защиты от них.
Диспансеризация и ее задачи.
Понятие
«психическое
здоровье»
и

«психологическое благополучие».
Современные модели
психического здоровья и здоровой личности. Стресс и его влияние на
человека.
Меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональныхсостояний.
Первая
помощь
и
Понятие «первая помощь» и обязанностьпо ее оказанию.
самопомощь
при
Универсальный алгоритм оказания первойпомощи.
неотложных состояниях
Назначение
и состав
аптечки
первойпомощи.
Порядок действий при оказании первойпомощи в различных ситуациях.
Приемы
психологической
поддержки пострадавшего.
Модуль 7 «Безопасность в социуме»
Общение
–
основа
социального взаимодействия

Конфликты
общения

Манипуляция
противостоять ей

в

процессе

и

способы

Общение и его значение для человека. Способы организации эффективного и позитивного
общения. Приемы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного
взаимодействия в группе. Признаки
конструктивного
и
деструктивного
общения,
факторы и причины развития конфликта.
Понятие
«конфликт»
и
стадии
егоразвития.
Условия
и
ситуации
возникновения
межличностных и групповых конфликтов. Безопасные и эффективные способы избегания и
разрешения конфликтных ситуаций.
Правила поведения для снижения риска конфликта, и порядок действий при его опасных
проявлениях.
Способ разрешения конфликта с помощью
третье стороны (модератора).
Манипуляции
в ходе
Приемы
распознавания

межличностногообщения.
манипуляций
и

способы противостояния ей.

20

Опасные
проявления
Опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг.
конфликтов
и
манипуляций.
Приемы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество,
Действия в сложных ситуациях
вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и
вовлечение в преступную,асоциальную или деструктивную деятельность)
и способы защиты от них.
Безопасное
поведение
и
Современные молодежные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного
современные
увлечения
поведения.
молодежи
Правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве»
Безопасность
среде

в

цифровой Понятие
«цифровая среда»,
ее характеристики
компьютерных угроз
Риски и угрозы при использовании Интернета.
Общие принципы безопасного поведения, необходимые
возникновения сложных и опасных ситуаций в
личном цифровом пространстве.
Опасные
программы
и
Опасные программы и приложения и ихразновидности.
явления цифровой среды
Опасные явления цифровой среды.
Правила кибергигиены, необходимые дляпредупреждения
и
опасных ситуаций в цифровой среде.
Опасный
опасные люди

контент

Деструктивные
защита от них

и

примеры
для

информационных

и

предупреждения

возникновения

сложных

и

Основные виды опасного и запрещенного контента в Интернете и его признаки.
Приемы распознавания опасностей при использовании Интернета.
Правила
цифрового
поведения, необходимого для предотвращения рисков и
угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные
организации и группы).
течения и
Деструктивные течения в Интернете, ихпризнаки и опасности.
Правила
безопасного
использованияИнтернета по предотвращению рисков и угроз
вовлечения
в
различную
деструктивную деятельность.

21

Безопасное поведение

Модуль
Основы
экстремизму

Положительные
возможности
цифровойсреды.
Противоправное поведение в Интернете.

Правила поведения в цифровой среде.
9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»

противодействия

Понятие «экстремизм», его содержание, причины, возможные варианты проявления экстремизма
и их последствия.
Роль государства, общества и личности в противодействии экстремизму.
Основы
общественно-государственной

системы противодействия экстремизму.
Основы
противодействия
Понятие « терроризм», его содержание, причины, возможные варианты проявления терроризма и
терроризму
их последствия.
Цели
и
формы
проявлениятеррористических актов, их последствия.
Роль государства, общества и личности в противодействии терроризму.
Основы общественно-государственнойсистемы противодействия терроризму.
Уровни террористической опасности.
Контртеррористическая операция и ее цели.
Роль
личности
в
Признаки вовлечения в террористическуюдеятельность.
противодействии терроризму
Правила
антитеррористического поведения.
Основы
Основы
контртеррористическойбезопасности.
Признаки угроз и подготовки различныхформ терактов, правила безопасного поведения
контртеррористической
в условиях их совершения.
безопасности
Правила
поведения
при
Порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата
совершении
заложников, попадание в заложники, огневой налет, наезд транспортного средства, подрыв
террористических актов
взрывного устройства.
Модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
Взаимодействие государства,
общества, личности в
обеспечениибезопасности

Понятие «национальная безопасность» и еесодержание.
Факторы, от которых зависит состояние национальной безопасности.

22

Оборона страны

История развития армии в России.

Назначение и структура Вооруженных силРоссийской Федерации.
Воинская обязанность и воинская служба.
Гражданская
оборона.
Действия
присигнале «Внимание всем!»
Предупреждение
и
Понятие и классификация чрезвычайныхситуаций.
ликвидация
чрезвычайных
Правила
поведения
при
химическойаварии.
ситуаций
различного
Единая
государственная
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
характера
ситуаций.

Тематический план 8 класс
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает:
1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и
трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся,
соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и
аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное
оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).
Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.
Исключительную важность приобретает это направление для становления ценностных отношений учащихся к природе, людям, своему
здоровью.
Количество часов
№
Название темы, раздела
Модуль 1 Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
4
Модуль 2

Безопасность в быту

7

23

Модуль 3

Безопасность на транспорте

7

Модуль 4

Безопасность в общественных местах

6

Безопасность в природной среде

10

Модуль 5

Итого:

34

Тематический план 9 класс
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает:
1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и
трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся,
соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и
аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное
оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).
Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.
Исключительную важность приобретает это направление для становления ценностных отношений учащихся к природе, людям, своему
здоровью.
Количество часов
№
Название темы, раздела
Модуль 6 Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний
10
Модуль 7

Безопасность в социуме

7

Модуль 8

Безопасность в информационном пространстве

6

Модуль 9

Основы противодействия экстремизму и терроризму

7

24

Модуль 10 Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и
здоровья населения

Итого:

4

34

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».