Проектирование и разработка ИОМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИКАЗ
22.12.2022 г.

с. Лесновка

№ 463

Об утверждении Положения о порядке
проектирования и реализации индивидуального
образовательного маршрута обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью
в МБОУ «Лесновская средняя школа»
На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить и ввести в действие Положения о порядке проектирования и
реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью в МБОУ
«Лесновская средняя школа» (прилагается).
2.
Назначить ответственной за проектирование и реализацию
индивидуального
образовательного
маршрута
обучающихся
с
ограниченными возможностями в МБОУ «Лесновская средняя школа»
педагога-психолога школы Романенко О.А.
3.
Назначить ответственных за проектирование и реализацию
индивидуального
образовательного
маршрута
обучающихся
с
ограниченными возможностями учителей-предметников и классных
руководителей тех классов, где осуществляется обучение в условиях
инклюзии.
4.
Контроль исполнения приказа возложить на заместителя директора по
УВР Седову Н.А.

Директор

А.Ю. Орден

С приказом ознакомлены: ВНЕСТИ ВСЕХ ПЕД РАБОТНИКОВ!!!!!

Приложение
к приказу МБОУ
«Лесновская средняя школа»
от 22.12.2022 № 463
Утверждено
Приказом по школе
от 22.12.2022 № 463
Положение
о порядке проектирования и реализации индивидуального
образовательного маршрута обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья/инвалидностью
в МБОУ «Лесновская средняя школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке проектирования и реализации
индивидуального образовательного маршрута (далее - ИОМ) обучающегося с
ограниченными
возможностями
здоровья
и/или
инвалидностью
регламентирует деятельность специалистов образовательной организации в
рамках создания условий для удовлетворения индивидуальных особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) и/или инвалидностью в процессе
обучения, воспитания и социальной адаптации на уровне начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования
в условиях инклюзии.
1.2. Нормативно-правовой базой разработки Положения являются:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья 2020-2030 (разработана
Институт коррекционной педагогики по заказу Министерства
просвещения Российской Федерации, в рамках Государственного задания
№ 27.12914.2018/12.1);
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
 Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N
35850);
 Постановление Главного государственного врача санитарного врача
российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении

санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении
порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при
этом необходимой помощи"
 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 года № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
 Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 года № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
 Приказ Министерства просвещения России от 15.05.2020 № 236 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным
программам дошкольного образования»;
 Приказ Министерства просвещения России от 02.09.2.020 № 458 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 года № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
 Распоряжение Министерства просвещения России от 09.09.2019 года № Р93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»;
 Распоряжение Министерства просвещения России от 6 августа 2020 г. №
Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании
логопедической
помощи
в
организациях,
осуществляющих
образовательную деятельность»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 21 июля 2021 года № 1212 «Об утверждении Порядка организации
инклюзивного образования в Республике Крым»;
 Устав МБОУ «Лесновская средняя школа»
1.3. Индивидуальный образовательный маршрут определяет порядок
организации
системы
комплексного
психолого-педагогического

сопровождения обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью с учетом его
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
(далее - ООП) в соответствии с вариантом образовательной программы,
рекомендованной психолого-медико-педагогической комиссией (далее
ПМПК).
1.4. ИОМ отражает направления деятельности образовательной организации
(далее - ОО) по созданию специальных условий в соответствии с
рекомендациями ПМПК, решением психолого-педагогического консилиума
ОО (далее - ППк), результатами комплексной диагностики особенностей
психофизического развития, а для обучающихся с инвалидностью – с учетом
индивидуальной программы реабилитации и абилитации (далее – ИПРА).
1.5. ИОМ разрабатывается и реализуется педагогическими работниками ОО,
членами ППк, принимающими непосредственное участие в создании и
реализации специальных образовательных условий для конкретного
обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью, согласуется с родителями
(законными представителями) и утверждается руководителем ОО.
1.6. ИОМ разрабатывается не более чем на один год и предусматривает
корректировку в процессе его реализации. По истечении периода действия
ИОМ осуществляется оценка эффективности его реализации.
1.7. Содержание и формы мероприятий в рамках ИОМ корректируются в
зависимости от индивидуальных ООП обучающегося, возрастных и
индивидуальных особенностей развития, динамики освоения им АООП,
социальной адаптации, а также изменений в рекомендациях ПМПК.
1.8. ИОМ разрабатывается в течение 1 месяца с момента зачисления ребенка
в образовательную организацию и заявления родителей (законных
представителей) и 2х недель, если ребенок ранее посещал ОО. При
необходимости для обучающихся первых классов (первого года обучения)
окончательное оформление ИОМ выполняется после периода адаптации, но
не позднее окончания первой четверти.
1.9. Сроки проведения мониторинга по эффективности реализации ИОМ,
внесения изменений и дополнений в ИОМ отдельных обучающихся
определяются решением ППк ОО:
1.9.1. плановый промежуточный мониторинг эффективности реализации
ИОМ проводится через полгода с начала учебного года (в декабре), и
итоговый мониторинг – в конце учебного года (в мае);
1.9.2. внеплановый мониторинг проводится в любые сроки по запросу
педагогов/ ведущих специалистов/администрации или родителей
(законных представителей) обучающегося.
2. Структура ИОМ обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью.
2.1. ИОМ разрабатывается на каждого обучающегося c ОВЗ и/или
инвалидностью, обучающегося в условиях инклюзии.
2.2. Индивидуальный образовательный маршрут содержит следующие
разделы: общие сведения об обучающемся, его семье, группе здоровья;
выписку из заключения ПМПК; основные особенности обучающегося
представленные в развернутой психолого-педагогической характеристике и
таблице сильных и слабых сторон развития; направления и организация
психолого-педагогического
сопровождения,
регламент
деятельности

ведущих
специалистов;
индивидуальное
расписание
занятости
обучающегося; способы адаптации учебных материалов и заданий; условия
проведения текущего контроля освоения АООП НОО, АООП ООО и АООП
СОО, промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ; мониторинг
эффективности реализации ИОМ.
2.3. Структура ИОМ включает:
 Титульный лист, который фиксирует наименование учреждения,
адресность программы (класс, год обучения, нозология), составителей,
срок реализации, гриф утверждения руководителем, гриф рассмотрения на
ППк, согласование с родителями;
 Общие сведения об обучающемся, его семье, рекомендованная
программа обучения, выписка из заключения ПМПК, группа здоровья,
наличие справки об инвалидности, особенности образовательной
траектории (где обучался до начала процесса сопровождения, сколько лет,
по какой программе, оставался ли на повторное обучение, посещал ли
ДОУ и т.п.);
 Содержательный раздел включает:
 основные особенности обучающегося с ОВЗ представленные в
развернутой
психолого-педагогической
характеристике,
которая
составляется на основании коллегиального обсуждения результатов
комплексного психолого-педагогического обследования ребенка. Она
включает определение уровня актуального развития ребенка, отражает
специфические параметры развития, характерные для конкретного
ребенка, а также его индивидуальные ООП, в том числе интересы,
уровень готовности к освоению программы, сформированность
универсальных учебных действий, уровень социальной адаптации,
особенности поведения;
 таблицу сильных и слабых сторон развития обучающегося с ОВЗ и
необходимые специальные условия по сферам развития. В данном
разделе на основании оценки индивидуальных возможностей,
затруднений и особенностей ребенка определяются основные ресурсы
(сильные стороны) и дефициты (слабые стороны) по сферам развития с
целью индивидуализации образовательного процесса и конкретизации
специальных образовательных условий обучения, социализации и
развития, с помощью которых происходит решение обозначенных
трудностей и полноценное включение обучающегося в образовательную и
социальную среду ОО;
 направления
и
организация
психолого-педагогического
сопровождения, регламент деятельности ведущих специалистов. В
этом разделе содержится описание направлений коррекционной работы с
ребенком специалистами сопровождения. В нем указываются выявленные
проблемы в развитии обучающегося, ставятся конкретные задачи
коррекционно-развивающей работы на учебный год, определяются
планируемые результаты и организационные условия реализации
коррекционной работы.



индивидуальное расписание занятости обучающегося отражает
занятость ребенка в рамках урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности, в том числе на занятиях коррекционной направленности и
определяет график посещения уроков/занятий ребенком;
 адаптация учебного материала и заданий. В этом разделе
прописываются конкретные способы адаптации учебных материалов и
заданий для обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью, использование
специальных приемов и методов учебно-познавательной деятельности;
 условия проведения текущего контроля освоения АООП НОО, ООО,
СОО и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ.
В этом разделе прописывается адаптация форм и условий проведения
оценки достижений на основании примерных АООП, локального акта
образовательной организации о системе оценивания с учетом
индивидуальных особенностей конкретного ребенка с ОВЗ;
 мониторинг эффективности реализации ИОМ. В данном разделе
соотносятся задачи развития ребенка, прописанные в разделе
«Направления и организация психолого-педагогического сопровождения»
с планируемыми результатами и в произвольной форме, описываются
конкретные результаты освоения обучающимся учебной и коррекционных
программ, сформированности ключевых жизненных компетенций,
адаптации в коллективе, а также анализ возникших трудностей и пути их
решения. Также в конце учебного года в данном разделе формулируется
обоснование внесения корректив по результатам итоговой диагностики
освоения программ и заключение о реализации ИОМ в целом в рамках
итогового заседания ППк. С целью обеспечения преемственности в
процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами
ППк формулируются рекомендации на следующий учебный год/ этап
обучения.
3. Организационно-педагогические условия проектирования и
реализации ИОМ обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью.
3.1. Организационно – педагогическими условиями проектирования и
реализации ИОМ являются:
• согласие родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ
и/или инвалидностью на создание специальных условий получения
образования;
• наличие в образовательной организации психолого - педагогического
консилиума.
3.2. Проектирование ИОМ, оценка эффективности его реализации и
корректировка ИОМ осуществляется в рамках деятельности ППк МБОУ
«Лесновская средняя школа».
3.3. Основными задачами ППк по проектированию ИОМ являются:
 конкретизация индивидуальных условий обучения и воспитания в
соответствии с рекомендациями ПМПК / ИПРА в МБОУ «Лесновская
средняя школа»;

 определение специальных индивидуальных условий освоения АООП
обучающимися с ОВЗ на основе комплексной диагностики, определение
формы реализации ИОМ, определение специальных методов, подходов,
технологий в организации учебно-воспитательного процесса и др.;
 определение индивидуализированных задач развития обучающегося на
год на основе анализа выявленных в результате углублённого
комплексного обследования дефицитов развития;
 конкретизация и планирование направлений коррекционно-развивающей
работы,
содержания
психолого-педагогического
сопровождения
учащегося: подбор коррекционных приемов и методов, технологий
обучения и сопровождения, адекватных возможностям и ООП ребенка,
специфическим условиям его включения в образовательную среду,
требованиям АООП;
 структурирование процесса обучения, развития и воспитания
обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью и закрепление
ответственности в единый регламент деятельности всех участников
образовательного процесса;
 разработка
логистики
(очередности,
последовательности
и
организационных форм взаимодействия специалистов) при оказания
психолого-педагогической поддержки, в том числе коррекционной
помощи обучающемуся с ОВЗ/инвалидностью в образовательной
организации;
 мониторинг эффективности реализации и корректировка содержания
ИОМ на основе анализа результатов промежуточной и итоговой
психолого-педагогической диагностики динамики освоения обучающимся
АООП, развития и социальной адаптации;
 повышение психолого-педагогической компетентности родителей
(законных представителей) обучающегося с ОВЗ/инвалидностью
посредством привлечения к реализации ИОМ.
3.4. Основные этапы проектирования и реализации ИОМ:
- предварительный (аналитический) этап – определение ведущих
специалистов в проектировании и реализации ИОМ; изучение документов и
материалов по обеспечению специальных условий, выявление и анализ
особенностей развития ребенка с ОВЗ, его индивидуальных особых
образовательных потребностей;
- проектирование ИОМ – конкретизация направлений деятельности
педагогического коллектива по созданию специальных образовательных
условий для обучающегося; определение вида, объёма и регламента оказания
необходимой
помощи
(образовательной,
психолого-педагогической,
социальной), планируемых результатов, форм и содержания мониторинга
эффективности реализации ИОМ
- организационный этап – обсуждение ИОМ на заседаниях ППк,
утверждение его руководителем ОО, ознакомление с ИОМ родителей
(законных представителей) обучающегося; подбор и разработка программнометодического обеспечения и других специальных условий;

- реализация ИОМ – организация мероприятий по адаптации ребенка в
образовательной
среде;
организация
образовательного
процесса
(индивидуализация содержания образования); организация специальной и
психолого-педагогической поддержки обучающегося и других участников
образовательных отношений; организация взаимодействия всех участников
реализации ИОМ, в том числе информационно-консультативной поддержки
учителям, воспитателям, специалистам сопровождения, родителям
(законным представителям);
- коррекционный этап – своевременное изменение ИОМ в целях
максимального
удовлетворения
образовательных
потребностей
обучающегося;
- контрольно-оценочный этап: оценка эффективности реализации ИОМ,
проведение промежуточного / итогового ППк; корректировка ИОМ (при
необходимости).
4. Требования к оформлению ИОМ
4.1. Текст ИОМ может быть выполнен в печатном виде на одной стороне
листа формата А4 (шрифт Times New Roman 12-14 через 1 интервал,
выравнивание - по ширине). Каждый новый элемент, раздел печатается с
новой страницы.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и
подписания его руководителем ОО.
5.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение, его новая редакция
проходят в установленном порядке процедуру принятия ППк и утверждения/
подписания руководителем ОО.

Приложение 1.
Образец бланка ИОМ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесновская средняя школа»
Сакского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
Психолого-педагогическим
консилиумом МБОУ
«Лесновская средняя школа»
(протокол от _________20___ № __)

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________/_____________/
(подпись) И.О. Фамилия
Приказ от _________ №___

Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося с задержкой психического развития
(обозначить нозологию)
_________ класс
на 202__-202___ учебный год
Составители:
Заместитель директора по УВР/ старший воспитатель___________________
Классный руководитель/ воспитатель_________________________________
Учитель-логопед__________________________________________________
Учитель-дефектолог _______________________________________________
Педагог – психолог________________________________________________
Социальный педагог_______________________________________________
Тьютор__________________________________________________________
С ИОМ ознакомлен (согласован на этапе разработки)
________________/____________________/
(подпись)
И.О. Фамилия родителя
Дата __________________________

1. Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Группа здоровья
Класс
Программа обучения (вариант и
срок обучения)
Заключение ПМПК №/дата
Справка об инвалидности: № / дата

Образовательная траектория

Сведения о семье:

2. Основные особенности обучающегося (на основе коллегиального
обсуждения
результатов
комплексного
психолого-педагогического
обследования ребенка):
- развернутая психолого-педагогическая характеристика ребенка, его индивидуальные
особые образовательные потребности (ООП), в том числе интересы, уровень готовности к
освоению программы, социальной адаптации, особенности поведения, образовательные задачи
с учетом образовательных запросов родителей;
- таблица сильных и слабых сторон развития обучающегося с ОВЗ и необходимые условия
- оценка индивидуальных возможностей, затруднений и особенностей ребенка по сферам
развития с целью определения оптимальных условий обучения и развития, полноценного
включения его в образовательную и социальную среду ОО.

Сферы развития

Особенности
академической,
познавательной
(учебной) сферы
Особенности
социальной сферы
Самообслуживание

Особенности

Сильные стороны

Слабые стороны

Ресурсы развития

Дефициты развития

Необходимые
специальные
условия

физического
(моторного) развития и
графических навыков
Особенности
коммуникативноречевой сферы
Особенности
эмоционально-волевой
сферы
Приоритеты и
интересы
ребенка

3. Направления и организация психолого-педагогического сопровождения.
Регламент деятельности всех специалистов
Планирование направлений коррекционно-развивающей работы (далее – КРР): конкретизация и
детализация направлений, постановка задач и планируемых результатов; определение курсов и
программ; определение организационных условий реализации.
Основные
направлени
я
деятельност
и
специалисто
в
(с учетом
выявленных
проблем)

Конкретные
задачи
развития
ребенка на
учебный год

Режим и форма
организации
работы

Планируемые
результаты
(для
обучающегося)

Необходимы
е
специалист
ы

Результаты
освоения

4. Индивидуальное расписание занятости обучающегося
Отражает логистику (очередность и организационные формы) урочной и внеурочной
деятельности, дополнительного образования, оказание социальной и психолого-педагогической
поддержки обучающемуся с ОВЗ/инвалидностью в образовательной организации. Родители
участвуют в разработке индивидуального расписания.

Индивидуальное расписание занятости обучающегося
№ урока/ занятия/ Понедельник
время
1

8.30-9.15

2

9.25-10.10

3

10.30-11.15

4

11.35-12.20

5

12.30-13.15

6

13.25 -14.10

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

5. Адаптация учебного материала и заданий.
Прописываются способы адаптации учебных материалов и заданий.
6. Условия проведения текущего контроля освоения АООП ОО,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ.
Этот раздел формируется на основании примерных АООП, локального акта
образовательной организации о системе оценивания и индивидуальных
особенностей ребенка с ОВЗ.
7. Мониторинг эффективности реализации ИОМ
 Мониторинг достижений обучающегося/ Мониторинг индивидуального
развития детей с ОВЗ по сферам:

― динамическая оценка достижений обучающимся планируемых
результатов обучения и воспитания и успешности в освоении АОП,
оценка эффективности и анализ результативности коррекционноразвивающей работы (соотношение планируемых результатов и реально
достигнутых). Результаты освоения курсов коррекционно-развивающей
области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с
ОВЗ в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми
образовательными потребностями;
― уровень сформированности жизненных компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач (и функциональных
навыков);
― адаптации в коллективе образовательной организации и становления
социальных отношений.
 Трудности, с которыми вы столкнулись, и возможные пути их решения.
 Включенность семьи в образовательный процесс.
По результатам проведенного мониторинга эффективности вносим изменения,
дополнения и рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению в
ИОМ, в том числе корректируем коррекционные мероприятия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».