Формирование УУД по этапам урока.pdf

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися
на уроках открытия нового знания
с учетом требований системно-деятельностного подхода в ФГОС
Краткое описание этапов урока
открытия нового знания в в технологии
деятельностного метода.

Перечень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих
этапах

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Этот этап процесса обучения предполагает осознанное
вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной
деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной
деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней
потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки
(«могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного
самоопределения в учебной деятельности, предполагающие
осознанное подчинение себя системе нормативных
требований учебной деятельности и выработке внутренней
готовности к их реализации (субъектный и личностный
уровни).

-

самоопределение (Л);
смыслообразование(Л);
внутренняя позиция школьника (Л);
учебно-познавательная мотивация (Л);
планирование учебного сотрудничества (К)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию
нового знания, выполнение ими пробного учебного действия
и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, этот этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных
для построения нового знания, их обобщение и знаковую
фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и
познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и
его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в
выполнении пробного учебного действия или его
обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся
в рефлексию пробного учебного действия.

-

мотивационная основа учебной деятельности (Л);
смыслообразование (Л);
эмпатия (Л);
анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);
структурирование знаний (П);
извлечение необходимой
информации из прослушанных текстов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме, (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и
условиями коммуникации (К);
- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- волевая саморегуляция (Р)

3. Выявление места и причины затруднения.
На этом этапе учащиеся выявляют место и причину
затруднения.
Для этого они должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать
(вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где
возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом
действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе
выявить и зафиксировать во внешней речи причину
затруднения – те конкретные знания, умения или
способности, которых недостает для решения исходной
задачи и задач такого класса или типа вообще.

-

учебно-познавательный интерес (Л);
смыслообразование (Л);
эмпатия (Л);
волевая саморегуляция (Р);
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
подведение под понятие (П);
использование знаково-символических средств (П);
определение основной и второстепенной информации (П);
постановка и формулирование проблемы (П);
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

4. Построение проекта выхода из затруднения.
На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме
обдумывают проект будущих учебных действий:
ü ставят цель,
ü согласовывают тему урока,
ü выбирают способ,
ü строят план достижения цели;
ü определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с
помощью подводящего диалога, затем – побуждающего
диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

- самоопределение (Л);
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- постановка познавательной цели (П);
- познавательная инициатива (Р);
- планирование, прогнозирование (Р);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- построение речевых высказываний (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- разрешение конфликтов (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности
(К)

5. Реализация построенного проекта.
На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели
исходной проблемной ситуации. Различные варианты,
предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается
оптимальный вариант, который фиксируется в языке
вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения
исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и
фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

-

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
осознание ответственности за общее дело (Л);
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
чувство прекрасного и эстетические чувства (Л);
установка на здоровый образ жизни (Л);
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
волевая саморегуляция (Р);
выдвижение гипотез и их обоснование (П);
познавательная инициатива (Р);
использование знаково-символических средств (П);
поиск необходимой информации (П);
моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К);
- управление поведением партнера (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
(К)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного
взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают
типовые задания на новый способ действий с
проговариванием алгоритма решения вслух.

- контроль (Р);
- коррекция (Р);
- волевая саморегуляция (Р);
- подведение под понятие (П);
- использование общих приемов решения задач (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном
материале (П);
- построение речевых высказываний (П);
- выведение следствий (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
(К)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении этого этапа используется индивидуальная
форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания
нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово
сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные
ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у
них затруднения и им предстоит их доработать.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода
реализации построенного проекта учебных действий и
контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации
для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к
включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- анализ, сравнение, классификация (П);
- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале
(Р);
- использование знаково-символических средств (П);
- волевая саморегуляция (Р);
- познавательная инициатива (Р);
- использование общих приемов решения задач (П);
- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение
необходимых корректив (Р);
- выделение и формулирование проблемы (П);
- постановка познавательной цели (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- подведение под понятие (П);
- выведение следствий, доказательство (П);
- координирование разных позиций с учетом разных мнений (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности
(К)
8. Включение в систему знаний и повторение.
На этом этапе выявляются границы применимости нового
знания и выполняются задания, в которых новый способ
действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых
тренируется использование изученного ранее материала,
имеющего методическую ценность для введения в
последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация
умственных действий по изученным нормам, а с другой –
подготовка к введению в будущем новых норм.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П);
- поиск и выделение необходимой информации (П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- умение структурировать знания (П);
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- использование общих приемов решения задач (П);
- построение речевых высказываний (П);
- подведение под понятие (П);
- выведение следствий (П);
- доказательство (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- постановка вопросов (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
(К);
- управление поведением партнера (К)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на
уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками
собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее
результаты, фиксируется степень их соответствия, и
намечаются дальнейшие цели деятельности.

-

внутренняя позиция школьника (Л);
самооценка на основе критерия успешности (Л);
рефлексия способов и условий действия (П);
эмпатия (Л);
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
формулирование и аргументация своего мнения (К);
планирование учебного сотрудничества (К)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».